Главой избирательного штаба Трампа стал бывший советник Януковича

Кандидат в президенты США от республиканской партии Дональд Трамп уволил главного менеджера своей предвыборной кампании Кори Левандовски. Как отмечают большинство местных комментаторов, столь значимую перетряску стоит интерпретировать как разворот магната от триумфальных для него праймериз к выборам главы государства в ноябре 2016 года, где ему, вероятно, предстоит ожесточенная схватка с экс-госсекретарем Хиллари Клинтон за должность 45-го президента США.

По данным газеты New York Times, решение "сменить коней" на переправе Трамп принял по совету политических союзников, спонсоров и собственных детей, работающих в его бизнес-империи, которые указывали на отсутствие у Левандовски опыта руководства кампанией общенационального масштаба. О его увольнении предвыборный штаб магната сообщил лаконичным пресс-релизом, поблагодарив получившего приставку "экс-" менеджера за работу.

Левандовски возглавлял команду Трампа с самого начала предвыборной гонки летом прошлого года. Команда тогда напоминала бесшабашную банду из колоритного главаря и свиты на подпевках, которая, игнорируя все привычные нормы и правила, терзала неповоротливых и закованных в латы традиционных политтехнологий конкурентов выпадами то с одной, то с другой стороны. При таком подходе Левандовски интерпретировал свои функции в качестве главного стратега несколько своеобразно, выделялся скорее безусловной лояльностью лично кандидату, чем стремился давать ему советы по предвыборной борьбе. Мантра менеджера умещалась в четырех словах: "Пусть Трамп будет Трампом" (англ. "Let Trump be Trump"). По его описанию, Трамп работал масштабно, вопреки традициям не видел смысла во встречах с небольшими группами избирателей, точечной работе с базами данных и разработке стратегии для каждого штата отдельно. Способом общения с избирателями для Трампа стали массовые шоу-митинги, которые собирали тысячи, а то и десятки тысяч человек, особенно в скучающей американской глубинке.

И это работало. Вопреки всем прогнозам экспертов, на протяжении года предсказывавших коллапс кампании Трампа. Впрочем, дело, конечно, не только в шоу или темпераменте магната. Жесткая критика традиционной политической верхушки, популистские и националистические лозунги Трампа попали в десятку. Ему лучше, чем кому бы то ни было из его соперников, удалось уловить настроение рабочего класса, разочарование в традиционных политиках. Бизнесмен стал катализатором небывалой явки на праймериз и нанес сокрушительное поражение политической, финансовой и медийной элитам, продемонстрировав изоляцию последних от забот рядовых избирателей по целому ряду острых для американского общества проблем, включая налогообложение, миграцию, внешнюю торговлю.

Торнадо Трампа набирал силу, пережевывал и выбрасывал из борьбы именитых соперников одного за другим. Мантра Левандовски себя оправдывала. Так было примерно до конца марта, когда стало ясно, что магнат финиширует на праймериз первым. Но одновременно росла и вероятность того, что он не доберет до необходимых для автоматической победы 50 процентов голосов делегатов. В этом случае победитель определялся бы непосредственно на партийном съезде республиканцев в июле в Кливленде (штат Огайо). При этом итоги праймериз практически теряли значение, а решающую роль играли голоса участников съезда. Механика их отбора крайне запутана, в каждом штате действуют свои правила, и чтобы влиять на этот процесс кандидату необходимо обладать разветвленной сетью активистов на местах.

И здесь разухабистая кампания Трампа, игнорировавшая предвыборную механику, стала давать крен. Отлаженная машина его основного конкурента сенатора Теда Круза умело использовала правила и шаг за шагом обходила магната в борьбе за подбор участников съезда, собираясь увести победу из-под носа. И советники бизнесмена оказались бессильны. Напора Трампа стало не хватать, а никакой другой стратегии у Левандовски не было.

В дополнение вспыльчивый менеджер нередко сам оказывался в фокусе внимания, создавая дополнительные трудности для кампании. Например, на одном из митингов он резко схватил журналистку и оттолкнул ее от Трампа, за что та потом подала на него в суд. Тогда, правда, магнат вступился за своего подчиненного.

В результате Трамп, до этого отвергавший правила истеблишмента, резко сменил тактику и нанял в свои ряды Пола Манафорта - консервативного и довольно авторитетного политтехнолога, хотя и с несколько противоречивой в местных кругах репутацией (к слову, он ранее являлся советником экс-президента Украины Виктора Януковича). Для Манафорта была создана должность директора штаба по съезду, чему на том этапе отводилась ключевая роль, поэтому новый назначенец с ходу стремился консолидировать власть в штабе вокруг себя, привел свою команду. Манафорт в интервью бравировал тем, что отчитывается только перед Трампом. Как писали местные СМИ, он единственный называл кандидата по имени - "Дональд" - в то время как остальные, включая Левандовски, обращались к нему "мистер Трамп". Но и Левандовски, понимая, что его отодвигают в сторону, пытался удерживать позиции, сохранил должность главного менеджера кампании, не подчиняясь напрямую Манафорту.

В конечном итоге соперники Трампа, готовившие всех к затяжной борьбе, после серии его побед на праймериз в начале мая внезапно капитулировали. Праймериз остались позади, и новоиспеченный кандидат столкнулся с целым ворохом новых проблем. Главные из них - консолидировать вокруг себя республиканский электорат, значительная часть которого настроена к магнату с нескрываемой враждебностью из-за его взрывной риторики, и найти общий язык с партийными верхами. И первые, и вторые необходимы Трампу для того, чтобы пытаться на равных конкурировать с Клинтон.

Ведь после победы на праймериз прошло уже больше месяца, а Трампа до сих пор категорически отказывается поддерживать беспрецедентное число видных республиканских политиков. Громкие успехи в его кампании чередуются с не менее грандиозными проколами, выводя из равновесия и без того оторопевших от сенсационной победы Трампа консерваторов.

Так, после победы на праймериз его рейтинги пошли вверх, и он вплотную подобрался к Клинтон. Однако затем магнат в рядовом интервью внезапно обвинил федерального судью в предвзятом отношении по одному из разбирательств против него. При этом, по версии бизнесмена, предвзятость объяснялась мексиканским происхождением судьи и тем, что сам Трамп ранее называл нелегальных мигрантов из Латинской Америки "насильниками". В дополнение на теоретический вопрос ведущего магнат допустил, что будь судья мусульманином, он тоже мог бы быть предвзятым к Трампу, поскольку последний призывал запретить мусульманам въезд в США. На бизнесмена обрушился шквал обвинений в расизме. Третье лицо государства и наиболее высокопоставленный из избранных республиканцев - спикер палаты представителей Пол Райан, ранее официально поддержавший Трампа, назвал высказывания магната "расизмом по определению, из учебников". Но, опасаясь негативного эффекта для партии, поддержку свою не отозвал.

В этом эпизоде отражена та дилемма, которая стоит перед республиканской верхушкой. Для них на кону не только выборы президента, но и сопутствующие им выборы в конгресс и местные органы власти. Многие консерваторы опасаются, что место под знаменами Трампа чревато ответственностью за его скандальные заявления, которая может стать грозным оружием в руках конкурентов-демократов. Но и отказ поддержать официального кандидата в президенты от партии является сложным шагом для многих республиканских политиков, ведь это может углубить раскол в рядах партии и разозлить многочисленных избирателей Трампа. Какой бы сильной ни была антипатия истеблишмента к своему новому предводителю, консерваторы не могут игнорировать тот факт, что он установил исторический рекорд для кандидата от республиканской партии, набрав по итогам праймериз более 14 миллионов голосов избирателей.

Между тем, пока Трамп призывал партию объединится вокруг него, в его собственном штабе шла жесткая подковерная борьба между Манафортом и Левандовски. В СМИ регулярно всплывали утечки о накалявшейся атмосфере и расколе в кампании магната. "Старая гвардия" стояла за Левандовски, считая, что их подход "Пусть Трамп будет Трампом" привел к победе, а попытки изменить имидж магната только оттолкнут его избирателей. Сам Левандовски имел напряженные отношения с консервативной элитой, добивавшейся перемен в поведении магната, регулярно конфликтовал с прессой. По данным New York Times, Левандовски было поручено координировать процесс сбора средств для кампании Трампа, однако справлялся он с этим не очень успешно. Манафорт, напротив, взял на себя роль посла магната в Вашингтоне, пытался наладить его диалог с руководством партии, конгрессменами-республиканцами.

В этом контексте отказ от услуг Левандовски выглядит логичным. Трамп нацелен на победу любой ценой, а его главный менеджер создавал больше рисков, чем решал проблем. Из увольнения Левандовски и утверждения Манафорта напрашиваются два вывода. Во-первых, Трамп, очевидно, извлек уроки из праймериз. Магнат по-прежнему во многом полагается на самого себя, свой яркий и взрывной стиль, со скепсисом высказываясь о хитроумных избирательных инструментах. Но если Трамп оступится в отношении Клинтон, на этот раз подстраховка в лице Манафорта, работающего с традиционными ресурсами партии, будет наготове. Во-вторых, комментаторы однозначно интерпретируют этот шаг как попытку магната убедить сомневающихся в нем республиканцев в том, что он готов прислушиваться к их советам и наводить мосты во имя общей цели, которую в Национальном комитете республиканской партии формулируют следующим образом: "Не допустить третьего срока Барака Обамы в лице Хиллари Клинтон".

Между тем

Левандовски, похоже, несмотря на увольнение все же рассчитывает, что в случае победы Трамп в награду за работу одарит его должностью в администрации или иным способом. Теперь уже бывший менеджер кампании в интервью CNN отказался рассуждать о причинах своего увольнения, но заявил: "Если Дональд Трамп выиграет, это хорошо для Кори Левандовски".

Кстати

Сенат США отклонил поправки, предполагающие введение ограничений при продаже оружия. Демократы и республиканцы внесли свои предложения после массового расстрела людей в гей-клубе Орландо. Как сообщает радиостанция "Дойче Велле", демократы предлагали принудительно проверять покупателей на наличие конфликта с законом или психических отклонений. Республиканцы выступали против продажи оружия лицам, находящимся под наблюдением ФБР. Но предложения двух партий были заблокированы. По оценкам экспертов, ежегодно в перестрелках в США погибают 34 тысячи человек. На руках у американцев находится порядка 300 миллионов единиц огнестрельного оружия.

Подготовил Александр Саможнев