21.06.2016 19:59
    Поделиться

    Министр правительства Москвы рассказал о зарплатах, налогах и долгах города

    Максим Решетников о зарплатах, налогах и столичных долгах
    В кризис теряют все - и богатые, и не очень. А как переживает его Москва, всегда притягивавшая своим благополучием и высокими заработками трудовые ресурсы всей страны? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" с министром правительства Москвы, руководителем Департамента экономической политики и развития города Максимом Решетниковым.

    - Максим Геннадьевич! Внешне город живет ничуть не хуже, чем два-три года тому назад. Перекопаны многие дороги - идут работы по их ремонту и благоустройству, на празднично украшенных улицах стартовали летние фестивали. Так в Москве кризис или не кризис?

    Максим Решетников: Если говорить о московской экономике, то она оказалась значительно более устойчивой, чем могло казаться раньше. Бытовало мнение, что Москва живет хорошо, да не на свои, а на доходы от нефтегазовой промышленности. Вот от нее, говорили многие, на столицу и сыплется денежный дождь. На самом деле, доходы от нефтегазовой ренты город начал терять еще в 2012-м году в связи с изменением федерального законодательства, по которому добывающие компании обязаны теперь платить налоги в регионах добычи ресурсов. В итоге, если в 2012-м году в Москве формировалось за счет нефтегазовой отрасли 16,5 % налоговых доходов, то за 2015-й - уже всего 2,1%. То есть, за эти годы столичный бюджет потерял свыше 14% налоговых доходов!

    Но хуже городу не стало, хотя теперь уж он точно живет только на свои. Почему? Потому что правительство Москвы все это время оптимизировало расходы: избавлялось от ненужных активов вроде банка или собственной авиакомпании и параллельно находило новые источники доходов. Благодаря этому, московская экономика оказалась более подготовленной к кризису, который, считаю, правильнее называть новыми экономическими реалиями. Ведь доходы от нефти и газа город все равно бы потерял вследствие падения мировых цен на них, как потеряли их другие регионы, вся страна. Но остальным в этой ситуации пришлось тяжелее, так как падение произошло буквально за полгода, а перестроиться за такой короткий срок трудно. У города на адаптацию к этим реалиям было в запасе целых четыре года.

    Так что сейчас Москва может позволить себе говорить уже не о том, как выживать, а как жить и развиваться в новых условиях. В том числе, и заниматься строительством, социалкой, благоустройством, так как эти вложения являются нашими инвестициями в то, чтобы Москва становилась все более удобным местом для жизни и ведения бизнеса. Ведь жить, работать, размещать новые производства, вкладывать деньги в их развитие хочется там, где комфортно.

    - Спрашивая, на какие деньги "жирует" Москва, читатели хотят конкретики…

    Максим Решетников: Под словом "жирует", как я понимаю, подразумеваются крупные инвестиционные проекты - строительство метро, дорог, выполнение высоких социальных обязательствах перед москвичами Приведу три цифры. Темп роста расходов в стране по регионам без Москвы в 2015 году по сравнению с 2011 годом составил 40%, у федерального бюджета - 35%, а у Москвы - всего 6,5%! О чем это говорит? Прежде всего о том, что все наши большие инвестиции - в модернизацию здравоохранения, образования, выполнение всех социальных обязательств и введение новых льгот - произошли за последние пять лет в рамках того самого бюджета, который у города и был.

    Повторю: экономия бюджетных средств - это для Москвы сейчас не пустые слова, а технология работы. За 2015-й год, к примеру, только на закупках город сэкономил 170 млрд руб - за счет анализа их целесообразности, стандартизации, прозрачности конкурсов, контроля за выполнением и т.д. При бюджете размером 1,5 трлн руб это 12%. Заметно, согласитесь? А еще правительство Москвы втрое сократило дотации управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям, наведя там порядок. При этом социальные выплаты стали адресными, направляются реально нуждающимся людям, а не по принципу "всем сестрам по серьгам".

    Откуда деньги?

    - На чем же зарабатывает Москва сейчас?

    Максим Решетников: Поговорим о структуре доходов. 50% налоговых доходов города - это налог на доходы физических лиц. То есть, чем выше зарплата у горожан, тем городу выгоднее. В прошлом году в столице была стагнация заработных плат, и мы опасались, что на каком-то этапе это может перейти в сокращение занятости. Сокращение было, но оно коснулось, в основном, мигрантов и приезжих. И что очень важно: экономика города не только не пошла в худшую сторону, а, скорее, пошла как бы обратно - в сторону возвращения роста зарплат. Если судить по росту НДФЛ в 10% за пять месяцев этого года, то получается, зарплаты москвичей поднялись. Мы не обольщаемся, понимаем, что база первого квартала прошлого года была низкой, отсюда такие высокие цифры. По году они будут, конечно же, ниже, но надеемся, что в любом случае рост окажется не ниже темпов инфляции и составит порядка 7-8%. Главный вывод для москвичей из этого - работа у них есть и будет в дальнейшем.

    Второй по масштабам налог в городе - налог на прибыль, на его долю приходится примерно 35% налоговых доходов. В формировании этого налога в течение последних пяти лет наблюдаются две тенденции: от крупнейших компаний его доля снижается, а доля, которую администрирует управление налоговой службы по Москве, растет. Это отчисления от малых, средних и крупных (но не крупнейших!) компаний. Ситуация у них сейчас неплохая, что объясняет и рост заработных плат. По крупнейшим компаниям поток платежей, к сожалению, снижается. Есть большие риски, что он снизится еще больше при уточнении налоговых деклараций. Поэтому темп роста, заданный в начале года налога на прибыль - в целом 10% - Москве не удержать. Точнее об этом можно будет судить в июле-августе.

    Из остальных доходов в бюджете столицы на первом месте налог на имущество организаций. По его сбору в городе идет сейчас реформа, направленная на переход к налогообложению от кадастровой стоимости.

    - В условиях кризиса было бы понятно, если бы этот налог повышался. Но правительство Москвы на 2016 год его снизило - до 1,3% вместо ранее планировавшихся 1,5%…

    Максим Решетников: Да, в итоге в 2016 году город 5-6 млрд рублей недополучит. Снижать будем и дальше - и на 2017-й, и на 2018-й год. В итоге к 2018 году вместо планировавшихся прежде 2% от кадастровой стоимости налог дойдет до 1,5%. Дело в том, что правительству Москвы важно не наполнение бюджета любой ценой, а самочувствие бизнеса. Нужно, чтобы бизнес развивался. Но и в этих условиях доход от налога на имущество, уплачиваемого от кадастровой стоимости, в городе вырос с 17,5 до 30 с лишним млрд рублей. За 2016-й по плану должны собрать более 40 млрд - это за счет тех, кто раньше не платил.

    А вот кадастровую оценку некоторых объектов предстоит уточнить. В ряде случаев она оказалась заниженной, что ставит владельцев объектов в неравное положение с остальными предпринимателями. Например, торговые центры в Москве зачастую стоят на землях социалки, поэтому был сделан расчет их кадастровой стоимости как социальных объектов. Как следствие, некоторые крупнейшие рестораны и торговые галереи платят всего по 200-300 рублей за квадрат, в то время как другие, точно такие же, - в 10 раз больше. Это, конечно же, никуда не годится. Ведь главная стратегическая идея и смысл налоговой политики города - формирование культуры налогоплательщика. Платить налоги должны все в равной степени. Резерв роста доходов города именно в этом.

    Все льготы сохранены

    - Москвичи с опаской ожидают прихода извещений на уплату налога на жилье впервые по кадастровой стоимости. По карману ли им будет этот налог?

    Максим Решетников: Федеральный закон, по которому собственники жилья будут платить теперь налог тоже от его кадастровой стоимости, был принят в крайне мягкой и очень социальной форме. Он оставил все без исключения налоговые льготы. Напомню, в столице в соответствии с этим 1,7 миллиона человек вообще не платят налога на одну квартиру, будь она хоть в ЦАО, Зеленограде или на присоединенных территориях, на одну дачу и один гараж или машиноместо.

    - Сколько же "стоят" эти льготы?

    Максим Решетников: Объем предоставленных льгот в 2016-м году составит 1,9 млрд руб. Речь идет о пенсионерах, инвалидах, - всего 18 категориях москвичей. На них приходится в городе 1,4 миллиона объектов. Из оставшейся недвижимости, принадлежащей физическим лицам, 95% подпадает под минимальные ставки налога, которые в Москве гораздо ниже, чем могли быть по Налоговому кодексу. Да и их полностью нужно будет платить лишь через пять лет. Существенно вырастут налоги лишь за большие квартиры в центре столицы. Но ими владеют, как правило, люди, которым это по карману.

    Очень важно и другое. Новый порядок налогообложения будет способствовать упрочению принципа справедливости. Дело в том, что за последние годы на физических лиц, пользующихся льготами, было зарегистрировано большое количество дорогой нежилой недвижимости - вплоть до торговых центров площадью по 10 тысяч кв. м. Сейчас эту льготу убрали, и всем, кто "оптимизировал" таким образом свои расходы на налоги, придется платить их сполна. В том числе и тем, на кого зарегистрировано, к примеру, не по одному десятку квартир. Понятно же, что это бизнес, который просто был оформлен на физическое лицо, а не на юридическое лицо или ИП, как того требуют нормы права.

    Инвесторов поддержим

    - Москву всегда поддерживали инвестиции, с их помощью город имел практически второй бюджет. Что делает Москва, чтобы сохранить имеющихся и привлечь новых инвесторов?

    Максим Решетников: Да, инвестиций у нас было где-то 1,6-1,7 трлн рублей, то есть, даже немного больше, чем доходов бюджета. При том, что в прошлом году в целом по стране произошло их снижение, Москва сохранила положительную динамику: объем инвестиций в экономику города в сопоставимых ценах, то есть за минусом инфляции, вырос на 1,6%. В этом году большого роста ждать не приходится. Сказывается, прежде всего, системная работа по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики. В частности, в конце прошлого года мы запустили механизм поддержки действующих эффективных предприятий и новых инвестиционных проектов. Они могут на четверть снизить налоговую нагрузку.

    Работает ли это? Судя по тому, что всего за первые два месяца поддержку города получили 8 промышленных комплексов, в которых заняты 13 тысяч человек, работает. Да и за прошлый год потребление электроэнергии промышленностью увеличилось на 0,7%. Значит, отрасль продолжает расти, развиваться. Но вполне возможно, что снижение инвестиций в этом году может затронуть и Москву. Слишком много внешних, геополитических факторов.

    - А что происходит в строительстве?

    Максим Решетников: Стройки - это половина объема инвестиций Москвы. Их, конечно, сейчас меньше. И вовсе не потому, что стало меньше желающих строить в столице. Дело в том, что изменились требования к расчету экономики проектов. Раньше, если кто-то хотел отстроить торговый центр, то он его и строил, не думая, кто в него придет и зачем. При новых налогах стало очевидно, что есть в городе ряд таких центров, построенных за последние лет 10, которые будут долго окупаться, потому что с концепцией не угадали или стоят там, где никому не нужны. Ведь есть у собственника доходы или нет, нам сейчас не важно - если он должен заплатить условные 100 рублей в месяц с "квадрата" налога на имущество, значит, вынь да положь эту сумму... Поэтому сегодня инвесторы стараются все заранее просчитать, заложить все затраты в итоговую цену, минимизировать риски.

    Или взять жилье. Уж его-то в Москве всегда было строить выгоднее всего. Стимулировало стройку то, что создание всей необходимой для новых жилых микрорайонов социалки брал на себя город, а девелоперу доставалась вся прибыль. Старая "добрая" схема - национализация убытков, приватизация прибыли. Мы отказались от нее, введя со стороны инвестора доплату за землю, которая компенсирует расходы на социалку. Прибыли у застройщиков немного уменьшились. И стало понятно, что квадратные метры просто ради метров не нужны ни городу, ни девелоперам.

    - Но дополнительно 60 млрд рублей тем не менее недавно выделили из бюджета Москвы - на реализацию Адресной инвестиционной программы…

    Максим Решетников: Это уже из другой оперы. Представляете, какие убытки город понесет, если просто закопает 10 млрд рублей в землю и годами не будет вводить объект? Посчитаем на примере, сколько можно было бы получить дохода, если эту сумму просто разместить в банке под минимальные 11%? Получается, миллиард рублей. Вот какие убытки ждут город, если объект не работает. Значит, надо его как можно скорее вводить. Поэтому предложения стройкомплекса об увеличении финансирования ускорение ввода жилья, дорог, метро мэр Москвы всегда поддерживает.

    - Но для того, чтобы дать денег, надо их иметь. У Москвы есть "подушка безопасности" вроде своего фонда благосостояния или резервного фонда, какие есть у РФ?

    Максим Решетников: Законодательно у субъектов РФ нет возможности создавать резервные фонды, хотя было бы неплохо, если бы в "тучные" годы такая цель перед ними была бы поставлена. Но Москва, тем не менее, в некотором смысле кое-что откладывала на "черный" день в виде остатков на счетах, сформированных в период большой приватизации городского имущества. Эти деньги город не тратил. Они размещались и размещаются в банках на депозитах и приносят в бюджет ощутимый доход. Спросите, для чего отложены у нас эти деньги? Например, в этом году нам предстоят достаточно большие выплаты по госдолгу. Учитывая, что он к тому же частично номинирован в евро, то только в этой части придется заплатить более 40 млрд. рублей. Вот тут наши остатки, которые очень пригодятся.

    - В целом какой долг у Москвы?

    Максим Решетников: Сейчас уже маленький, учитывая, что он растянут по времени - порядка 140 млрд рублей. А в 2010-м году, когда правительство Сергея Собянина приступало к работе, он составлял 300 млрд рублей. Если все будет нормально, то к концу года Москва останется должна в районе 60 млрд рублей.

    - Вы надеетесь на профицит?

    Максим Решетников: Да, надеемся. Доходы растут лучшими темпами, чем мы рассчитывали, формируя бюджет 2016-го года летом 2015-го. Насколько лучше? Не буду загадывать. Подождем августа.

    В чем лучше хранить "заначку"?

    - Максим Геннадьевич! Дайте совет москвичам, как лучше в пору кризиса распорядиться своими доходами. Что лучше: тратить все безоглядно, чтобы инфляция не съела заработанное, положить в банк или просто "в чулок" - пусть деньги под руками будут?

    Максим Решетников: Очень деликатная тема - консультации по личным финансам. Могу с уверенностью сказать одно: заимствовать деньги надо в той валюте, в которой вы получаете зарплату. И точно так же формировать свои денежные обязательства наперед, особенно, если они рассчитаны лет на 15 или другой долгосрочный период. Тогда вы вряд ли окажетесь в том тяжелом положении, в которое попали заемщики валютной ипотеки. Ну и, конечно, я придерживаюсь точки зрения, что к сбережениям надо подходить цивилизованно. То есть хранить их в банке, тем более что крупнейшие банки абсолютно надежны. Но если вам спокойнее спать, когда деньги в чулке, это ваш выбор.

    - Изменилось ли покупательское поведение москвичей за последнее время в целом?

    Максим Решетников: Изменилось, и очень заметно. Люди стали меньше тратить, больше сберегать. Причем, именно в банках, это видно по росту вкладов в них.

    - Значит товарооборот Москвы, который доходил до 40% от общероссийского, снизился?

    Максим Решетников: Да, и очень существенно, за прошлый год в сопоставимых ценах на 12%. Надеемся, что в этом году произойдет хотя бы небольшой номинальный рост. Статистика говорит, что спрос потребителей переместился на кафе, рестораны.

    - Министерство экономики и Центробанк регулярно выдают сценарии экономического развития. У них всегда есть оптимистический вариант развития событий, умеренный и шок-сценарий. А у Москвы есть шок-сценарий?

    Максим Решетников: Мы, безусловно, ведем аналитическую работу. Но, поскольку некоторые слова, произнесенные вслух, имеют способность сбываться, скажу: для Москвы шоковый сценарий не актуален. У города есть консервативный сценарий, и именно он самый неблагоприятный. Все остальное, что может произойти, гораздо лучше. Именно потому позже у нас появляется возможность выделить, например, денег на достройку объектов или подъем минимального городского стандарта пенсионера с 12 тыс. до 14,5 тыс. рублей в месяц, как это было сделано в минувшем марте. Поверьте, принимать такие решения гораздо приятнее, чем думать, что у кого отнять или срезать.

    Горячий вопрос

    - И напоследок, еще один вопрос от читателя "РГ": "Неужели у Москвы нет возможности для более достойного применения средств из бюджета, чем замена бордюрного камня и перекладка асфальта на дорогах?"

    Максим Решетников: Москва сегодня тратит на благоустройство денег не больше, чем тратила всегда. Но заметны ее усилия стали лишь потому, что сконцентрированы эти средства в ключевых точках - для того, чтобы добиться лучшего результата. И этот результат уже есть. Сколько спорили о том, надо делать пешеходные зоны или не надо? А сейчас посмотрите: не только в выходные, но и в будни пешеходные улицы полны гуляющих. Почему не зарезали расходы по этой статье? Во-первых, не так уж они и велики. Если собрать все полностью, то получится, что город тратит на благоустройство 20 млрд рублей. От общего бюджета Москвы это 1,5%, от трат на социальную сферу - 3%. Ну, хорошо, не будем ничем заниматься, пусть будут на дорогах яма на яме. И кто выиграет? Москвичи? Вряд ли. Они первые скажут: "Куда власть смотрит?" Ну, а про инвесторов и не говорю: люди с деньгами всегда идут туда, где порядок и где комфортнее жить.

    Поделиться