Чиновники ПФО лишились квартир и машин, купленных на "серые" доходы

Несмотря на непрекращающуюся кампанию по борьбе с коррупцией в стране, до ее искоренения, похоже, еще далеко. По итогам прошлого года только в ПФО было выявлено 625 таких преступлений в крупном и особо крупном размере - практически столько же, сколько и годом ранее.

О том, почему в регионах округа вырос средний размер взяток, когда нечистоплотным чиновникам будут действительно бить по рукам, а не выписывать дисциплинарные взыскания, и бизнес сможет вздохнуть спокойно, в интервью "РГ" рассказал заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Сергей Зайцев.

Сергей Петрович, в СМИ приводились любопытные данные, что в 2015 году вырос средний размер взятки. А коррупционеры в ПФО за свои услуги тоже стали брать больше? И с чем это может быть связано? Так чиновники компенсируют свои потери от девальвации рубля?

Сергей Зайцев: Не берусь утверждать, что размер взяток связан с кризисными явлениями в стране. Тут стоит скорее говорить о результативности работы правоохранительной системы, ведь о размерах взяток мы можем судить только по выявленным преступлениям. Тех же взяток в крупном и особо крупном размере в прошлом году было вскрыто 57.

Из последних примеров можно отметить дело директора Государственного казенного учреждения жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области и его заместителя по экономике. Они вымогали взятки у подрядчика за госприемку объектов строительства: в одном случае получили 6,5 миллиона рублей, в другом требовали еще 2,5 миллиона. По приговору суда, вынесенному в этом году, виновные получили соответственно 9 и 6,6 года лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима и многомиллионными штрафами.

Кировским районным судом Саратова к десяти годам колонии строгого режима и штрафу в размере 500 миллионов рублей приговорен председатель комитета капитального строительства региона, получивший взятку в размере семи миллионов за перечисление на счет коммерческой организации платежей по госконтракту за работы по реконструкции берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища.

И такие примеры, как вы понимаете, не единичны.

Как вы оцениваете ситуацию с соблюдением антикоррупционного законодательства в регионах ПФО?

Сергей Зайцев: Достаточно отметить, что в 2015 году в округе прокурорами выявлено более 67 тысяч нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, принесено более 13 тысяч протестов на незаконные правовые акты. К различным видам ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) привлечено более 20 тысяч должностных лиц.

Наиболее типичными являются нарушения запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы. К примеру, прокуратурой Мордовии выявлены случаи неотражения всех сведений о доходах и имуществе чуть не половиной руководителей региона: заместителями председателя правительства республики, начальником ветеринарной службы, первым зампредседателя государственного комитета по труду и занятости, полномочным представителем Мордовии при президенте РФ, уполномоченным по правам человека и так далее. Виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

Такое ощущение, что в большинстве случаев все этим и ограничивается...

Сергей Зайцев: Чаще всего ответственность за нарушения действительно именно такая, но далеко не всегда. В нашем арсенале есть федеральный закон от N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", которым мы стараемся пользоваться. В 2015 году прокурорами инициировано 93 процедуры в рамках этого закона, в суды направлено шесть исков об обращении в доход государства девяти объектов имущества, в отношении которых не доказана законность их приобретения, на общую сумму почти 35 миллионов рублей.

К примеру, еще в 2014 году стало известно, что жена зампредседателя комитета дорожного хозяйства администрации Ульяновска купила в Московской области две квартиры общей стоимостью более 20 миллионов рублей, что превысило общий доход семьи за три последних года. Откуда взялись эти деньги, чиновник объяснить так и не смог, через суд недвижимость была обращена в доход государства, а самого чиновника уволили из мэрии в феврале текущего года.

В Оренбурге квартиры стоимостью 2,5 миллиона рублей может лишиться государственный регистратор Управления Росреестра по региону, соответствующий иск направлен в суд. В Стерлитамакском районе Башкирии суд взыскал в пользу бюджета 2,8 миллиона рублей с главного специалиста службы правовой экспертизы и судебных дел правового управления администрации района и ее супруга. Они приобрели грузовой автомобиль с манипулятором, но не смогли подтвердить, что сделали это на законные доходы.

Особо отмечу, что даже несмотря на вскрытые нарушения законодательства со стороны чиновников, их работодатели очень неохотно расторгают трудовые договоры в связи с утратой доверия. За прошлый год таких случаев было всего 38, хотя в 2014-м и того меньше - 12.

Одна из задач прокуратуры - защита прав предпринимателей. Что изменилось в этом плане в связи с экономическим кризисом? Бизнесмены жалуются на активизацию различных контролирующих органов, которые всеми правдами и неправдами стараются собрать дополнительные средства в бюджет, в том числе за счет штрафов.

Сергей Зайцев: В октябре 2015 года в федеральных округах под председательством Генерального прокурора РФ Юрия Чайки прошли оперативные совещания в ПФО, где вопрос защиты прав предпринимателей обсуждался дополнительно именно в связи с осложнением экономической обстановки.

И в некоторых случаях жалобы предпринимателей подтверждаются. Если в 2014 году было выявлено почти 28,5 тысячи нарушений их прав, то в 2015-м - уже 30,7 тысячи. Для защиты бизнеса от необоснованных проверок прокуроры регулярно отклоняют значительное число заявленных мероприятий. При составлении их плана на 2016 год не была согласована каждая четвертая проверка. А из внеплановых выездных проверок проводится лишь половина от общего количества заявок.

Прокуроры и правоохранительные органы на местах нацелены на пресечение противоправных действий чиновников в отношении бизнесменов. В 2015 году возбуждено 27 уголовных дел (в 2014-м - 17), из них 6 - по статье 169 УК РФ "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности".

Надо признать, что эта статья у нас используется крайне мало, хотя состав зачастую прослеживается. Если чиновник не согласовывает бумаги в установленный срок, если требует документы, которых по закону представлять не надо, из-за чего бизнес "встает", - это повод задуматься. Но и следователи, и суды 169-й статьей не пользуются, хотя уголовная ответственность могла бы отрезвить бюрократов гораздо сильнее. Прокурорами принимаются меры к тому, чтобы изменить сложившуюся практику.

Во многих регионах появился такой институт, как уполномоченный по правам предпринимателей. Налажено ли сотрудничество между прокуратурой и омбудсменами? Как вы вообще оцениваете эффективность их работы, ведь реальных полномочий у них не так-то много?

Сергей Зайцев: Формы взаимодействия бывают разными. Например, уполномоченные наряду с представителями общественных организаций бизнес-сообщества принимают участие в созданных при органах прокуратуры межведомственных рабочих группах и общественных советах, на которых обсуждаются проблемы защиты прав бизнесменов от действий чиновников. Практикуется обмен информацией между омбудсменами и прокуратурой.

Так, в Республике Марий Эл по результатам прокурорской проверки по поступившему от регионального уполномоченного обращению приняты меры, в результате которых перед организацией, выполнившей ремонтные работы по государственному и муниципальному контрактам, погашена задолженность в общей сумме свыше 4,5 миллиона рублей.

Другой формой работы является организация совместных, в том числе выездных, приемов предпринимателей. К примеру, на подобном мероприятии в Нижегородской области от предпринимателей поступило более 70 обращений, по которым проведены прокурорские проверки, приняты меры реагирования. В Богородске ранее бездействовавшая ресурсоснабжающая организация начала подключение строящегося коттеджного поселка к электроснабжению.

Польза от нашего взаимодействия есть, так что будем продолжать работать в том же духе.

Сегодня много внимания уделяется теме государственных и муниципальных закупок, необоснованным тратам на роскошные автомобили, мебель и так далее. Может ли прокуратура вмешиваться в ситуацию на стадии, когда закупка только объявлена, и не допустить необоснованного расхода бюджетных средств?

Сергей Зайцев: Безусловно, прокуратура отслеживает этот процесс, только в прошлом году на территории ПФО было выявлено почти 10 тысяч нарушений коррупционного характера по закупкам товаров и услуг, около 3 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, тысяча - к административной, возбуждено 29 уголовных дел.

Вот лишь последние примеры. По результатам проведенной прокуратурой Кировской области проверки выявлен факт закупки государственным природным заповедником "Нургуш" автомобилей УАЗ по начальной цене 1,8 миллиона рублей за штуку. Однако рыночная стоимость таких автомобилей в настоящее время составляет не более 1,2 миллиона. В связи с этим прокуратурой направлен в арбитражный суд иск о признании результатов аукциона недействительными. В отношении директора заповедника возбуждено административное дело.

На два с половиной года уже осужден замначальника ГУФСИН России по Пермскому краю. По его указанию вообще без всякого конкурса был заключен госконтракт на 5,7 миллиона рублей, по которому ведомство купило два 15-летних лесовоза. По заключению автотовароведческой экспертизы, реальная стоимость машин не превышала трех миллионов.

Мы постоянно мониторим сайты, на которых размещаются сведения о планируемых закупках, признательны за помощь общественным активистам, которые также занимаются этой работой и обращают наше внимание на возможные нарушения.