В организмах кольских оленей нашли кадмий и ртуть

Россельхознадзор договорился с Ветеринарной организацией Ирана о ввозе бескостной охлажденной российской говядины, продукции рыбного промысла и оленины. Самое экзотичное в списке - мясо северного оленя. Скоро потенциальные покупатели должны приехать на предприятия и оценить качество продукта - проверить производство на соответствие критериям их страны.

Оленину у северных фермеров России покупают европейцы. По некоторым данным, пока отечественный продукт занимает лишь пять процентов мирового прилавка. Основными поставщиками являются предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2016 году план по забою ямальских оленей увеличили на 200 тонн и забили около 70 тысяч оленей. Это примерно 2,4 тысячи тонн мяса. Предприятия Ямальского района занимаются экспортом в страны Европейского союза с 2008 года, и за это время общий объем поставок превысил две тысячи тонн.

В последние годы оленеводство пытаются возрождать в промышленных масштабах и на Кольском Севере.

- Сейчас поголовье примерно 55-56 тысяч животных, это общее число производственных кооперативов и частных хозяйств. Медленно, но поголовье увеличивается. Мы движемся к показателю 1991 года, когда численность северного домашнего оленя в регионе составляла 76 тысяч 300 голов, - рассказал "Российской газете" Андрей Рейзвих, председатель правления кооператива "Оленевод".

Власти северных регионов включили оленеводов в программы госпомощи и субсидируют отрасль. По крайней мере декларируется, что оленеводство поднимают с колен. Одновременно с этим Россельхознадзор объявил о высоком содержании диоксинов и других токсичных веществ в печени и почках северных оленей из Мурманской области, Ненецкого АО и ЯНАО. Причем Кольский полуостров оказался наиболее загрязненным регионом. Здесь содержание диоксинов в пробах превышает допустимые уровни в шесть-семь раз, кадмия - в четыре-пять, а ртути - в два-три раза. Но мясо пока остается без загрязнений.

Эта ситуация может отпугнуть партнеров за рубежом, продавать мясо которым выгоднее, чем реализовывать на местном рынке. Тем более совхозы уже вложились и сертифицировали товар по европейским стандартам. По словам оленеводов, стоимость оленины за рубежом колеблется от 10 до 40 евро за килограмм. Если покупатель уйдет, оленеводческие предприятия окажутся в менее выгодном положении. Причем касается это не только российских производителей, но и скандинавских, и финских. Им тоже знакома проблема загрязнения продуктов, в том числе и радиоактивного.

Специалисты отдела безопасности пищевых продуктов и стойких органических загрязнителей ФГБУ "ВГНКИ" также обнаружили высокие концентрации диоксинов, диоксиноподобных полихлорированных бифенилов, кадмия и ртути в печени домашних северных оленей с Кольского полуострова. Считается, что северные экосистемы склонны к накоплению стойких загрязнителей из-за особенностей климата, препятствующего распаду опасных веществ.

- Наиболее вероятной причиной накопления токсичных элементов в организме северных оленей является техногенное загрязнение окружающей среды, следствием которого является контаминация кормовой базы животных, - предположил старший научный сотрудник отделения фармакологических лекарственных средств, безопасности пищевых продуктов и кормов Дмитрий Макаров. - Тяжелые металлы накапливаются в лишайниках, в частности в ягеле - основе кормовой базы оленей в зимний период. Это ключевой фактор, определяющий содержание в организме оленей тяжелых металлов. Финскими учеными было показано, что ягель содержит также больше диоксинов, чем специальный олений корм.

На сегодняшний день локальным источником загрязнителей на территории Кольского полуострова называют развитую горнодобывающую промышленность. Также в регионе расположено несколько предприятий по утилизации ртутьсодержащих ламп и других приборов, на одно из которых несколько лет назад завели уголовное дело за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при хранении опасных отходов.

- У меня скромное стадо, я вхожу в небольшую общину, но мы сдавали на исследование ягель и грибы, которые заготавливали для "хлебных" оленей, которые стоят в загонах. Наши продукты оказались чистыми, - делится оленевод из местечка Лопарская Светлана Матрехина. - А вот друзьям с полуострова Рыбачий не повезло. Они пасут животных на побережье, а там рядом и горно-металлургический комплекс, и Гремиха - старая база атомных подводных лодок, где и сегодня выгружают отработанное топливо из реакторов. У них к тяжелым металлам еще и радиация прибавилась.

Сотрудники комитета по ветеринарии Мурманской области проводят лабораторный контроль оленины уже несколько лет подряд во время забоя животных. Их данные не расходятся с результатами коллег из столицы. Мясо соответствует нормам, а субпродукты нет. По мнению врачей, в группе риска находятся в основном местные жители, в особенности оленеводы, для которых оленина - один из основных продуктов питания, а оленья печень - деликатес. Диоксины, диоксиноподобные полихлорированные бифенилы и тяжелые металлы (кадмий и ртуть) общепризнанно входят в число самых опасных веществ, загрязнающих продукты питания. Употребление такой пищи приводит к развитию онкологических заболеваний, поражению нервной, репродуктивной и эндокринной систем, печени и почек.

- Ели оленину и будем есть. Я считаю, что это очередной прессинг на реализацию национальных товаров, так как мясо диетическое и востребованное. Посмотрите на ценники в ресторанах! Да и в магазинах дороже свинины и говядины, - высказалась местная жительница саамского села Ловозеро, саами по национальности Валентина Совкина.

Пока ветеринары установили режим усиленного лабораторного контроля за олениной, запретили реализацию субпродуктов, проводят мониторинг состояния пастбищ. По результатам исследований должны назвать источники заражения.

Тем временем один из крупных оленеводческих кооперативов Мурманской области успел переориентироваться и предложил мировому рынку шкуры. Сертификат на экспорт уже получен. Товар готовят к отправке.

- Ситуация, когда экспорт мяса сворачивается, нам знакома. С середины 1990-х до 2008 года в регионе работала шведская компания, которая скупала оленину и вывозила мясо в ЕС. Тогда продавали 90 процентов за рубеж, - вспоминает председатель совхоза "Тундра" Виктор Старцев. - Когда перекупщик ушел, мы вышли на местный рынок, и, в связи с тем что в нашем регионе мяса пока не так много, мы живем за счет местного покупателя и столичных ресторанов. Этого пока хватает. А вот коллегам на Ямале, конечно, придется туго. Даже если мясо будет покупать Иран. Но намного выгоднее продавать в Европе.