Студенты творческой лаборатории Академии Михалкова сами выбрали и формат, и содержание спектакля. Основное внимание в Академии уделяется творческим инициативам, и актерам была дана полная свобода действий. Выбор пал на классику - поставить решили рассказы И.А. Бунина и А.П. Чехова. Результатом стали "Метаморфозы" - постановка, состоящая из девяти разных историй в формате открытой репетиции, где зритель становится полноправным участником творческого процесса - ведь границ и правил тут нет.
Художественный руководитель спектакля Никита Михалков выходит на сцену между постановками, чтобы пообщаться с залом и разъяснить публике тонкости актерского мастерства.
- Мы специально не брали драматических произведений. Мы взяли великую классику, то, что наполнено атмосферой изначально, - рассуждает Никита Михалков. - Гениальный Антон Павлович, гениальный Иван Алексеевич. И вот как попытаться из этой прозы выжать атмосферу для актеров? Это серьезнейшая задача, с которой мы не всегда справляемся, но она является основополагающей в нашем поиске.
Академия Михалкова состоит из четырех мастерских - актерской, режиссерской, операторской и продюсерской. В творческой лаборатории учатся актеры, уже получившие театральное образование и успевшие потрудиться на подмостках. Как говорит сам Михалков, его основная задача - научить актеров защищаться от низкопробной режиссуры, которая воцарилась даже в ведущих театрах Москвы.
"Метаморфозы" не поддаются привычной жанровой классификации, актеры и режиссеры изначально отказались от каких-либо шаблонов, и от этой свободы спектакль только выиграл. Бунинская "Месть", например, поставлена в формате кабаре с песнями и плясками. Однако в атмосфере порочного праздника разворачивается трагедия женской души, где жажда любви перерастает в ревность, а наслаждение от мести - в раскаяние за совершенные грехи. Постановка чеховского рассказа "Без места" получилась эксцентричной и немного сумбурной: мытарства молодого человека, пытающегося найти работу через дядюшкины связи, больше напоминает цирковое представление.
В мини-спектакле "Бабы" по рассказу Чехова слова заменены на язык тела, а внимание зрителей держится за счет визуальной и музыкальной составляющей. Хореография в исполнении актрисы Дарьи Марусовой, аккордеонные мелодии, неожиданно возникающее неторопливое пение самого Никиты Михалкова - все это помогло чеховской трагедии раскрыться и выплеснуться на сцене.
- Михалков - большой мастер, и в его "Метаморфозах" представлены разные жанры: от классики и сюрреализма до пантомимы и кабаре, - говорит радиоведущая "Вести ФМ" Анна Шафран. - При этом, что меня поразило, зрителя не возмущала такая смелая игра жанрами, хотя мы имеем дело с Буниным и Чеховым, которые требуют очень трепетного отношения. Зритель получал удовольствие от спектакля, потому что в нем были сохранены смыслы, которые закладывали классики. "Метаморфозы" поставили с уважением к авторам, зрителю, актеру и искусству. Кроме того, в "Метаморфозах" на первом месте не стоит эго режиссера. Главное в спектакле - служение искусству. Это рождает у зрителя чувство настоящего от происходящего на сцене.
Некоторые постановки в "Метаморфозах" близки к классическим интерпретациям. Утонченный чеховский юмор и атмосфера всеобщего абсурда были переданы в спектаклях по рассказам "Беззащитное существо", "Как я в законный брак вступил" и "Ушла". Тяжелейшую работу коллектив творческой мастерской провел с произведениями Бунина, которые относительно легко поддаются экранизации, но не постановке в театре. Здесь помог колоссальный опыт Михалкова как киноактера и кинорежиссера.
- Это было упражнение сумасшедшей сложности, - вспоминает режиссер. - Например, в "Холодной осени" стояла задача передать описанное Буниным состояние природы, а через него - человеческой души. Но как создать образ, используя литературное произведение, не только вокабулируя слова? Это не всегда получается.
Атмосфера ранней холодной осени, состояние безысходности и грусти удалось воплотить на сцене во многом с помощью объемных декораций и тревожной музыки. В результате небольшой рассказ "Холодная осень" превратился в полноценный 15-минутный спектакль о несостоявшейся любви и печальной жизни.
"Легкое дыхание" Бунина также непросто было адаптировать для театра. "Это один из самых трудных рассказов, - говорит Никита Михалков. - Мы помним о чистом, беззащитном и одновременно порочном существе, которое прожило всего лишь 18 лет. Мы попробовали передать это наслаждение летящего, подобно мотыльку на свет, существа. То, что ребята взялись за это, говорит о том, что у них очень большие запросы".
В целом "Метаморфозы" отличаются наличием оригинальных, авторских выразительных решений. Михалков и его творческая лаборатория стали первопроходцами, создав новый жанр на стыке театра и кино, а объемные проекции придали реалистичность происходящему на сцене.
- Цель спектакля - попробовать приблизить себя к переживаниям, которые описаны в произведениях Бунина и Чехова, - говорит один из режиссеров спектакля, актер Сергей Газаров. - Чтобы не ругаться матом, демонстрируя собственную свободу, как сегодня это модно, были взяты хорошие материалы, проверенные временем. Студенты связали эти произведения с собой, со своими представлениями, желаниями, переживаниями, вопросами, которыми они задаются.
Несмотря на то, что постановка изначально анонсировалась как студенческая работа, зал бал заполнен до предела, хотя билеты в продажу не поступали. Среди тех, кто пришел посмотреть работу выпускников, было много профессионалов и опытных театралов. Бурные аплодисменты и крики "браво", которые порой раздавались в процессе действия, лучше всего свидетельствуют об оценке зрителей. Творческий эксперимент удался, а Академия Никиты Михалкова заработала себе репутацию театральной лаборатории по производству талантов.
- Спектакль произвел на меня грандиозное впечатление не только как на профессионала, но и как на обычного зрителя, - говорит кинорежиссер Владимир Хотиненко. - В "Метаморфозах" грандиозная сценография. Как будто и декорации, и отношения героев сплетены из воздуха. По форме спектакль очень необычен. И когда перед каждой частью сначала в словах проговаривается, что мы увидим, и потом мы действительно это видим, но уже на другом языке, да еще и в потрясающем качестве, это невероятно. Всех актеров спектакля Михалков вывел в высшую лигу.
"Метаморфозы" - это что-то совершенно необычное и новое. Часто бывает, что необычное скрывает художественные достоинства, но здесь они наоборот раскрываются. Это совершенно неожиданно и по форме, и по содержанию - Бунин и Чехов в таких разнообразных вариантах и жанрах! Спектакль просто потрясающий, это очень тонкая и точная работа.