С 1 апреля этого года, напомним, любые полеты даже самых небольших моделей самолетов, управляемых с земли, стали нелегальными. Они теперь обязаны проходить государственную регистрацию, причем это касается всех дронов весом свыше 250 граммов. "Сюда попали и спортивные модели, и игрушки, - пояснил министр. - Хотя это не российская новелла. В США из-за определенных рисков, в том числе в из-за необходимости антитеррористической защиты законодатель установил такую же нижнюю планку".
Скоро эта проблемы может быть исчерпана. В понедельник Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект, отменяющий обязательную сертификацию беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 30 килограммов. "Сегодня уже школьники управляют моделями вертолетов не хуже заправских пилотов, - говорит Соколов. - И нам кажется наиболее оправданным повысить планку, при которой требуется регистрация беспилотников аппаратов, именно до 30 килограммов".
Конечно, добавляет министр, это не избавляет от ответственности тех лиц, кто использует летательные аппараты в запретных для полетов зонах - в приаэродромных территориях, в зонах специальных объектов. Это недопустимо, но это будет уже предметом не Воздушного кодекса, а законодательства по антитеррористической защищенности.
В минтрансе рассчитывают, что Совет Федерации одобрит поправки в Воздушный кодекс. И тогда будет определен механизм заявительной регистрации для авиамоделей и дронов, а также прописан порядок получения госномеров и свидетельств операторов беспилотников при их коммерческом использовании. Все детали находятся на площадке законодателей, подчеркнул глава минтранса.
По новому закону минтранс будет устанавливать форму и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и операторов требованиям федеральных авиационных правил. Новый закон также вводит обязательную аттестацию для специалистов экспериментальной авиации.
Сегодня сегмент дронов в России является одним из самых быстрорастущих на рынке электроники. В прошлом году по разным оценкам он составил от 120 до 200 тысяч в штуках и до 1 миллиарда 300 миллионов в рублях.
Сейчас время автономного полета аппаратов составляет не более 2 часов. Новые же технологии для батарей позволят летать почти непрерывно.
Дроны используются как простыми потребителями, так и коммерческими компаниями. Как правило, люди используют малые квадрокоптеры с камерами для съемок экстремальных видов спорта или в путешествиях. Бывает, что дроны применяют и для съемок с воздуха на развлекательных мероприятиях - концертах, фестивалях и так далее.
В этом году в рамках конференции РИФ+КИБ состоялись первые в России официальные гонки летающих дронов. В мероприятии приняли участие несколько тысяч любителей дронов и профессиональных пилотов.
"Беспилотники используются совершенно в различных сферах, начиная от картографии и фотосъемки до строительства и военных целей, - отметил эксперт по новым продуктам технологической компании "Техносерв" Сергей Строганов. - Например, они применяются для патрулирования территорий и акваторий для охраны периметра и идентификации, а затем сопровождения нарушителей. Также эта технология успешно используется в природном надзоре, городском хозяйстве, вплоть до обнаружения причин пробок на дорогах".
В медицине и чрезвычайных ситуациях беспилотники могут применяться для поиска заблудившихся и пострадавших или срочной доставки медикаментов.
В коммерции чаще всего дроны используют для транспортировки малогабаритных грузов. "Они летят по заранее запрограммированному маршруту - это удобно и быстро, - отметил ИТ-эксперт транспортно-экспедиционной компании Вячеслав Тимонин. - Например, так можно доставлять пиццу, заказы из интернет-магазинов, почтовые бандероли. Но пока нет законов, которые бы регламентировали такие перевозки".
Открытым остается вопрос безопасности, никто ведь не застрахован от падения неисправного аппарата. "В городах есть множество кабельных соединений, антенн и проводов, поэтому должны быть разработаны специальные разрешенные маршруты, а на борту беспилотника установлена серьезная система пространственного ориентирования", - считает Тимонин.
Со следующего года произойдет многократное увеличение объема перевозок по Северному морскому пути в результате ввода в эксплуатацию завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал в поселке Сабетта. Об этом "РГ" тоже рассказал глава минтранса Максим Соколов.
Основные объекты портовой инфраструктуры минтрансом уже построены, в том числе и подходной канал, и акватория самого порта, причальные стенки, водозащитные сооружения. Завод начнет работать в следующем году и должен отгружать 18 миллионов тонн продукции ежегодно, при том что сегодня по Севморпути перевозится лишь 4-4,5 миллиона тонн грузов.
"Есть и другие проекты в Северной Арктической зоне, которые будут иметь выход на траекторию Севморпути, - продолжил министр. - И в перспективе мы говорим и об использовании его транзитного потенциала". Но пока есть проблема. Сейчас, когда цены на нефть по сравнению с 2013 годом упали почти в 2,5 раза, стали более эффективными традиционные пути доставки грузов в европейскую часть. И привлекательность Северного морского пути упала.
"Но это краткосрочная перспектива, - уверен Соколов. - А мы, что называется, играем в долгую, мы видим стратегию развития транспортной системы нашей страны, и она неразрывно связана с эксплуатацией и развитием Севморпути".
Поинтересовалась "РГ" и о еще одном перспективном проекте - Черноморской кольцевой автомагистрали, которая должна пройти через три страны - Россию, Украину и Турцию. "Мы высказали свою готовность в строительстве участка, который закреплен или проходит по территории России. И мы видим, что в любом случае в перспективе после снятия политической напряженности этот проект будет иметь свою целесообразность", - отметил Максим Соколов.
А Керченский транспортный переход, по его словам, станет одним из направлений Черноморского кольца, и в этом смысле Россия уже активно работает "в поле и в морской акватории" над этим проектом.