Эти и другие идеи сегодня обсуждают сразу в нескольких федеральных министерствах, включая минфин, минпромторг, минстрой, в региональных органах исполнительной власти. К дискуссии подключены и кредитные организации. Если всем удастся договориться, то льготная ипотека подтолкнет решение жилищной проблемы, а также простимулирует рынок второго жилья - загородных домов и дач для миллионов жителей России.
В первом квартале 2016 года публичные застройщики квартир отчитались о резком росте льготных ипотечных продаж - до 240%. Продленная правительством льготная программа поддерживает спрос населения. По аналогии может кредитоваться льготная ипотека на деревянное домостроение.
Пока на рынке ипотечного кредитования требования банков к объекту залога, то есть строящемуся дому, назначению земли, на которой он возводится, очень высоки. Если это изменить, то широкая господдержка "деревянной" ипотеки может привести к буму деревянного домостроения в стране. А это новые производства, десятки тысяч новых рабочих мест в лесном бизнесе, налоги в бюджет.
Это предложение, как ожидается, граждане встретят на ура. Уже сейчас 60% деревянных домов в Московской области покупается с помощью ипотеки. Небольшой дом стоит в пределах 4 млн рублей. Достаточно накопить 20% первоначального взноса, а это 800 тыс. рублей, - и в дом можно заселяться. Ежемесячный платеж по кредиту в таком случае составит 40 тыс. рублей. Получается, собственный загородный деревянный дом обходится дешевле, чем аренда двухкомнатной квартиры в Москве.
Что касается льготного налогообложения, то, по мнению заместителя завкафедрой налогообложения Финансового университета при правительстве РФ Инны Липатовой, это всегда источник вдохновения и шанс подтолкнуть отрасль к росту. Причем для стимулирования предприятий деревянного домостроения необязательно закреплять льготы Налоговым кодексом. Комитет Госдумы, к примеру, может рассмотреть возможность уменьшения налога на прибыль или на имущество отдельным федеральным законом, как это сделано для Сколково или для компаний IT-отрасли по уменьшению страховых взносов.
По ее мнению, с уверенностью можно говорить и об уменьшении налогооблагаемой базы для участков с новыми деревянными постройками, налога на имущество для таких домов. "Это местные налоги, в данном случае зависят от воли местных законодателей", - говорит Липатова. Особенно, по ее словам, механизмы льготирования деревянного домостроения актуальны для Дальнего Востока, лесных регионов страны.
По словам статс-секретаря - замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, несмотря на непростую ситуацию в экономике, у отечественного лесного комплекса есть уникальная возможность серьезно потеснить иностранных конкурентов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для этого минпромторг по поручению правительства работает над новой стратегией развития лесного комплекса до 2030 года, которая подтолкнет производство пиломатериалов, клееных конструкций, древесных плит, инновационных материалов на основе натуральной древесины. Например, ЛВЛ-бруса, который "не горит, не тонет, не стареет". Он не зависит от агрессивной окружающей среды, осадков и климатических условий - не деформируется, не разбухает, не коробится, удобен при строительстве, полностью сохраняет внешнюю структуру дерева, что позволяет использовать изделия и конструкции из него в интерьерах, не прибегая к дополнительной отделке помещений.
В минпромторге предлагают строить многоэтажные здания (свыше 3 этажей) с применением такого рода новых материалов. Плюсов много: начиная от здоровья и полезного функционала и заканчивая ценами. За те же деньги в разы больше квадратных метров площади, чем в каменном доме, а это очень веский аргумент.
Сейчас миллионы людей стремятся жить поближе к природе, в пригородах, со временем эта тенденция укрепится, поддерживает эксперт по недвижимости Александр Закондырин. Польза от подобного дешевого и здорового жилья не только экономическая, но и эстетическая. Разнообразие деревянных архитектурных форм способно преобразить российские малые и средние города с населением до 1 млн человек.
"Все эти меры позволят довести внутреннее потребление лесопильной продукции до 30 млн кубометров в год, нарастить потребление древесных листовых материалов, - говорит Виктор Евтухов. - За счет разных форм поддержки мы ожидаем увеличение к 2030 году добавленной стоимости на кубометр заготовленной древесины в 2,5 раза".