Алексей Каспржак: Артековец - это "заряженный" на свершения ребенок

Однажды, было это очень давно, один ребенок нашел мешок с деньгами и попал в лагерь "Артек". Нет, не потому что благодаря находке смог оплатить путевку. Просто он сдал это золотишко государству, а оно его поездкой в лагерь мечты у подножия горы Аю-Даг наградило. Что сегодня представляет Международный образовательный центр "Артек" и сложно ли в него попасть?

Легендарный "Артек", раскинувшийся в живописнейшем месте Крыма - Гурзуфе, где кипарисы, словно солдаты стоят вдоль дорог, где плещется в бухтах чистейшее Черное море, воздух пьянит ароматами редких цветов и трав, а вдоль берега плавают жизнерадостные дельфины, - мечта практически каждого ребенка. Лагерь уже давно не юнец - шутка ли, в этом году ему исполнился 91 год. О его истории можно рассказывать бесконечно. И о ней есть кому рассказывать: в лагере и сейчас много сотрудников, которые преданы этому месту, трудятся здесь по 20, 30 и более лет. Они готовы водить экскурсии по музею лагеря, умолять посмотреть работы, созданные детьми, побывавшими здесь, и с упоением рассказывать о том, почему "Артек" постепенно становится одним из лучших лагерей мира. И не пойти у них на поводу невозможно. Они гордятся "Артеком" и каждый день делают этот городок счастливого детства еще лучше.

Диву даешься, как "Артек" меняется и разрастается на глазах. Сегодня лагерь, честно признаться, похож на большую стройку. Но ясно же - неудобства эти временные и на благо артековцам - нынешним и будущим. Восстанавливаются заброшенные лагеря, например, "Кипарисный", который еще в прошлом году был в неприглядном виде. Вот-вот должны открыться два новых: "Озерный" и "Речной". Они прошли не капитальный ремонт, как это часто бывает, а полностью реконструированы. Уже вовсю принимают ребятишек "Морской", "Лазурный", "Янтарный" и "Хрустальный".
Живут мальчишки и девчонки в чистых и уютных номерах по шесть человек. Некоторые с балконом и красивым видом на море. Заметим: в каждом есть туалет и душ, о "бане" раз в неделю (кошмаре многих лагерей) можно забыть. Также в лагере есть корпуса, оборудованные для детей-инвалидов специальными пандусами и перилами. Для таких деток просторные номера на двоих и ванной комнатой в три раза больше, чем в стандартном номере.

Отдых здесь теперь на любой вкус: хочешь биологию изучай - сама природа Крыма к этому располагает, хочешь к полету в космос готовься - музею космонавтики "Артека" можно позавидовать. Если море влечет, то можно и в шлюпочные отряды детской морской флотилии податься, а если художником стать мечтаешь, то здесь не только живописные пейзажи поспособствуют: на одной из площадок мы наткнулись на картину Ван Гога, выложенную из разноцветных камней, оказалось, "РОСИЗО" с лагерем дружит и свои творческие мастерские предлагает. Мечтаешь стать звездой футбола? Не проблема: футбольное поле здесь соответствует стандартам ФИФА. Как правильно составить композицию из цветов и других растений? Здесь и этому научат. Было бы желание. "Артек" возложил на себя серьезную задачу: предлагают свои идеи для улучшения образования в стране. Одна из них - СОМы - сетевые образовательные модули. Это возможность вывести ребят за пределы школьных стен в естественную среду, чтобы они не по учебнику изучали, как выглядит то или иное растение, архитектурный стиль, картина, а познавали это на природе, в городе на экскурсии, в галерее и т.д.

Директор "Артека" Алексей Каспржак уверен, что дети в лагере должны быть заняты каждую минуту. Помните, как товарищ Дынин, начальник пионерского лагеря в исполнении Евгения Евстигнеева из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" следил, чтобы дети набирали вес. Это не про "Артек". Каспржак считает, что ребята должны вымотаться в лагере: устать и похудеть, но при этом мечтать вернуться сюда, потому что здесь можно научиться новому и приблизиться к своей мечте. 

Однако похудеть здесь сложно. Питание в лагере - отдельная история. Признаюсь, журналистов кормили в кафе неподалеку от "Артека", а мы пускали слюнки на то, что подавали детям. Питание пятиразовое и за смену не повторяется ни одно блюдо. И даже те, кто вкуснее бабулиных пирожков, а то и вовсе фастфуда, ничего не ел, остаются довольны. Свидетельство тому - пустые тарелки на подносах. А чтобы не скучно было завтракать, обедать и ужинать, тут фонтанчик из йогурта "бежит" - в него фрукты макать удобно. Кстати, добавка в лагере приветствуется. А специальный робот всегда подскажет, что сегодня в меню.

Чуть не забыла! В "Артеке" и своя почта есть, и зоопарк, и огромный бассейн с морской водой (ведь лагерь принимает ребят не только в летнее время), и порт, и конюшня...

Чего в "Артеке" нет? Скуки и праздного шатания детей по территории. Спрашиваю у одного счастливчика, который приехал как победитель конкурса чтецов прозы "Живая классика": "У тебя время читать книги-то здесь есть?" "Шутите? Я даже вам ответить не успеваю. Я же в "Артеке"! Читать дома буду", - отвечает мальчишка, уносясь уже куда-то вдаль за своими соотрядовцами… Видят ли дети море - задумалась я. Видят и даже купаются - заверили меня вожатые. Дети здесь все по чуть-чуть успевают, потому что лагерь дисциплинирует, ребята здесь организованными становятся.

Не знаю, как вы, а я жалею, что мне уже не 12 лет. Грызла бы гранит науки усердно или танцевала бы лучше всех, лишь бы в "Артеке" оказаться. Остается только порадоваться, что абсолютно у каждого ребенка есть возможность побывать в этом лагере. Что для этого нужно и какие сейчас задачи у лагеря, мы расспросили директора МДЦ "Артек" Алексея Каспржака.

У "Артека" были разные периоды. Один из основных - пропагандирующий счастливое советское детство. Какие сегодня задачи у лагеря?

Алексей Каспржак: Сегодняшний этап жизни лагеря во многом раскрывает нереализованный потенциал прошлого. Имею в виду использование возможностей для развития всех российских детей, а не только для тех, которым здесь посчастливилось побывать. Для нас это означает задачу формирования образовательных форматов, которые целесообразно использовать в других лагерях и в образовательной системе вообще. Амбициозно? Да. Но мы считаем это важным и вполне достижимым. Артек как флагманский проект государства в сфере детства должен предлагать новые решения, способные стать достоянием всей системы образования.

То есть вы замахнулись на смену системы образования?

Алексей Каспржак: Задача организовать эксперимент, который предложит новые решения для системы образования, была поставлена перед Артеком Программой развития лагеря, утвержденной Правительством России в 2014 году. Но правильнее будет говорить о влиянии Артека на систему детских лагерей, и уже через нее - на образовательную систему в целом. Откровенно говоря, у нас лагеря - это учреждения с неопределенным статусом. Их отнесли к сфере дополнительного образования, и под брендом допобразования лагеря стали совсем "допом" - сферой, которой уделяется внимание по остаточному принципу. В силу ограниченности бюджета допобразование не нормировано, как общее образование, потому часто возникает желание на нем сэкономить. Часто возникает вопрос: неужели дети действительно одиннадцать лет должны ходить в школу для того, чтобы сдать ЕГЭ и выучить то предметное содержание, которое уже сегодня к жизни имеет не всегда прямое отношение? Мы оказались в условиях, когда ребенка, приезжающего в лагерь на южный берег Крыма с его уникальными природными условиями с точки зрения формальных требований образовательного стандарта нужно на 34 часа в неделю посадить в класс, за парту. Возникает вопрос, а надо ли? Нам кажется, не совсем. Нахождение в классе опосредованно связано с результатами, которых ученик должен достичь в рамках общеобразовательного стандарта. Нигде не зафиксирована технология классно-урочной системы. Просто другого не предложено. Но жизнь ребенка можно сделать гораздо интереснее, а его достижения использовать в общеобразовательных целях.

Давайте конкретнее, что вы предлагаете?

Алексей Каспржак: Специалистами лагеря разработана такая форма реализации образовательных программ как СОМы - сетевые образовательные модули. Их суть состоит в расширении рамок формализованного школьного подхода и смещении акцента с учебы на познание. Здесь артековская педагогика предполагает перенести образовательный процесс за пределы школьных стен в естественную среду, насыщенную необходимым содержанием - историко-археологический комплекс, картинную галерею, ферму или ботанический сад. Подчеркну два момента. В СОМах партнерами учителя становится вожатый, педагог дополнительного образования, научный работник, экскурсовод, представитель партнерских организаций. Второе, такой подход ориентирует ребенка на межпредметные связи, а именно на стыке дисциплин сегодня формируется новое знание и перспективные профессии. Благодаря СОМам мы высвободили большое количество времени, в течение которого ребенок должен был находиться в школе - примерно 30 процентов. Ребята разбиваются уже не на классы и не на параллели, а на разновозрастные группы. Некоторые темы концентричны, например, античность проходят в начальной школе,  средней и старшей. Можно собрать разные группы детей, и одни будут рассказывать другим о том, что знают про Древнюю Грецию, причем, в этот момент у них самих расширится понимание. В нашем случае можно использовать огромный потенциал Крыма - природу, историю, культурные памятники. Это и есть технологии допобразования: мы включаем их в предписанные государством 34 часа, получая в итоге не только сидение за партой, но еще экскурсии, экспедиции, практические занятия - то, что хорошая школа дает за пределами основной программы. Понимаете, по сути, какое образование основное, а какое дополнительное - это решает сам человек, а не нормативные документы. Наша задача - создать всеми возможными средствами насыщенную образовательную среду - для этого у нас есть школа, ДО (допобразование), лагерь, тематические партнеры как сореализаторы наших программ. С сентября 2016 г. в формате СОМов  в артековской школе будет вестись обучение по биологии, географии, истории, обществоведению, иностранному языку, литературе. И уже в нынешнем году по поручению вице-премьера Ольги Голодец СОМы будут внедряться в региональных системах образования. Мы уже подготовили для коллег в регионах методические разработки по внедрению этой образовательной технологии.

Не каждый может этим воспользоваться. Путевка в "Артек" - поощрение за достижения ребенка.

Алексей Каспржак: Совершенно верно, Артек - это, пожалуй, наиболее яркая модель поощрения за труд, которая существует на сегодня в нашей образовательной системе. Ведь у нас, к сожалению, не так много механизмов связи между достижением и поощрением. Тогда как вселить в человека уверенность в том, что он собственными руками может чего-то добиться, можно, если с детства его поощрять и поддерживать стремление к цели. Артек как раз дает ребенку возможность попробовать себя в интересном ему деле, не испытывая при этом давления взрослых, страха перед неудачей или насмешек сверстников. Здесь у каждого из ребят миллион проб: на скалодроме (кстати, он первый в Крыму) можно почувствовать себя альпинистом, на конно-спортивной базе учатся верховой езде, на судах нашей морской флотилии ходят под парусом. Что еще? Лаборатория робототехники, школа авиамоделирования, киностудия, археологический клуб. У нас есть тематические партнеры, которые проводят конкурсы чтецов, фестивали искусств, экологические экспедиции. К нам на встречи с детьми приезжают олимпийские чемпионы, ученые и космонавты. Одно дело ты просто теннисную ракетку взял в руки, а другое дело, когда тебе мастер-класс провел Кафельников - так расстояние до мечты сокращается. Это и многое другое доступно каждому артековцу, причем никто предварительно не тестирует его на "меру таланта" - каждый ребенок талантлив, мы исходим из этой аксиомы. И нам нужно, чтобы отсюда уезжали люди, заряженные на то, что они все в жизни могут.

Как сегодня можно попасть в "Артек"?

Алексей Каспржак: 95% путевок распространяются исключительно на бесплатной основе за заслуги детей в учебе, спорте, творчестве и общественной деятельности. Лишь 5% путевок коммерческие, причем цена такой путевки - 65 тысяч рублей, ровно столько же за нее платит государство. Бесплатные путевки сейчас распределяются по региональным квотам пропорционально численности детей в том или ином субъекте Федерации. Есть преференции лишь у крымских регионов: помимо квоты, полуострову передаются путевки тех, кто отказался или не смог приехать. Кроме того, у нас есть программа "Артек" - милосердие", в ее оргкомитет могут обратиться дети или родители из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы находим благотворителей, которые за собственный счет оплачивают таким детям путевку в "Артек". Например, по этой программе у нас побывало много детей из Донбасса и детей-инвалидов. А в числе жертвователей были даже граждане Германии. Но вместе с тем мы живем в реальном мире и четко видим сигналы из регионов о том, что не всегда на местах путевки распределяются прозрачно. Поэтому еще в прошлом году мы начали разработку автоматизированной системы распределения путевок.

Как быть с перелетом? Не из всех регионов России родители могут его оплатить.

Алексей Каспржак: Полномочия по доставке - это полномочия субъекта Федерации. Он должен решать, разумно исходя из своих возможностей. Если семья не может оплатить дорогу, то нужно помогать такой семье отправить сюда ребенка, чтобы действительно выравнивать возможности для детей из разных социальных групп. Что мы можем сделать, так это мы можем сказать перевозчику, в данном случае самой крупной российской авиакомпании: "Давайте всех детей, которые едут в "Артек", вы будете определять, как корпоративного клиента, и для них будут билеты без накруток". Но эти условия будут действовать только для тех, кто загодя спланировал поездку. Те, кто спохватился в последний момент, к сожалению, этими условиями воспользоваться не смогут.

Клиент "Артека" - это только тот, кто учится на одни пятерки?

Алексей Каспржак: Что касается портрета артековца, то это - "заряженный" на свершения ребенок. Он может быть отличником, а может быть троечником, но при этом уникальным фигуристом, или увлеченным технарем. У нас очень разные дети, их объединяет желание изменить мир вокруг себя в лучшую сторону. Мы сейчас работаем над тем, чтобы четко донести до российских детей, кто может попасть в лагерь и что для этого нужно сделать. Как я уже говорил, мы создаем открытую систему, в которой условия понятны, инструментарий доступен, конкурсные процедуры автоматизированы. Теперь каждый ребенок (или его родители) может завести личный профиль. Далее после автоматического расчета рейтинга будет сформирован список кандидатов на поощрение. Условия участия в конкурсе равны для всех.

Где ребенок может оставить информацию о себе?

Алексей Каспржак: Создать портфолио можно будет на сайте "Артека". В эту анкету нужно будет внести не только имя, возраст и место жительства: все, от информации о здоровье, размере одежды, до того, чем ребенок хочет заниматься. И конечно, рассказать о своих достижениях, для этого загрузить отсканированные версии или фото дипломов, аттестатов. Дальше появится картинка всех соревнований по регионам, по которым будут учитываться различные коэффициенты. Будет опубликован проходной балл в "Артек". Ниже проходного балла - все, кто не добрал. Они в первую очередь смогут купить путевку за деньги.

Напоминает ЕГЭ…

Алексей Каспржак: Давайте не будем употреблять эту аббревиатуру. Это, скорее, похоже на поступление в вуз: либо на бюджет, либо на внебюджет. При новых условиях мы сможем увеличить внебюджет, не опасаясь, что путевки купят незаслуженно. Ведь при нынешней системе коммерческий сегмент путевок небольшой в силу риска, что приедут богатые ребята и всем остальным скажут: "Друзья, вы тут корпели весь год, а у меня просто папа купил". "Артеку" это категорически не нужно. Нам нужно, чтобы они за достижения приезжали, но недостаток достижений компенсировали иногда денежными средствами в рамках коммерческой формы. В 2017 году поощрение путевками в "Артек" будет осуществляться исключительно на основе новой автоматизированной системы.

Есть ли международный лагерь, на который "Артек" мог бы ориентироваться?

Алексей Каспржак: Четко понимая свою нишу, свой путь, мы тесно взаимодействуем с коллегами за рубежом. Следим за тенденциями и технологиями внешкольной работы с детьми. Но лагеря других стран живут в другом измерении. Артек - это выражение миссии государства в отношении детей, инвестиции в человеческий капитал будущего. А для других стран это, прежде всего,  коммерческая деятельность. Зарубежные лагеря - традиционные места отдыха детей. Конечно, на пузе там никто не лежит, там тоже есть много различных форм деятельности. Но Артек - это институт образования и развития детей. И в этом принципиальный тренд развития системы российских лагерей. У многих есть хорошие наработки: Артек берет пример с хороших школ и учреждений допобразования, у российских  лагерей тоже учимся - в этом смысле Артек не бронзовеет, мы изучаем лучшее, чтобы сделать еще лучше.

Кстати

Безопасность

Что же касается безопасности лагеря, то простой зевака и нос сунуть сюда не может: во-первых, вход на территорию строго по именным пропускам, во-вторых, лагерь охраняется круглосуточно и не только на контрольно-пропускных постах, но и на территории. У всех, кто не знаком сотрудникам полиции, обеспечивающим безопасность, спрашивают пропуск. "Артек" - это огромная территория, состоящая из нескольких территорий: лагерей, дирекции, транспортного парка, общежития сотрудников и т.д. На ту, что принадлежит непосредственно детям, - вход посторонним строго запрещен. В скором времени лагерь станет охраняться еще жестче. Что, безусловно, огромный плюс. Там, где дети, безопасность превыше всего.

Из истории лагеря. Самая длинная смена "Артека"

Июнь 1941 года, в "Артек" только заехали дети, а уже 22 июня началась Великая Отечественная война. Артековцы отправили в Москву телеграмму: "Отдыхая в солнечном "Артеке", всегда готовы к защите Родины". Позже эту смену назовут самой длинной в истории лагеря - длилась она три с половиной года.

Двести детей из западных областей и республик, оккупированных фашистами, вместе с  вожатыми, врачом и начальником лагеря были эвакуированы в глубокий тыл - алтайский курортный поселок Белокуриху. Там ребята и взрослые жили по артековским законам, помогали семьям фронтовиков, раненым в госпиталях, собирали металлолом на строительство танков и самолетов. Сам "Артек" был оккупирован. 15 апреля 1944 года войска Отдельной приморской армии освободили "Артек". Лагерь лежал в развалинах. Но уже 6 августа 1944 года лагерь принял 500 крымских детей.

Меню артековца на один день:

Завтрак: Масло сливочное; сыр; колбаса в\к; каша вязкая молочная из пшеничной крупы; йогурт фруктовый; молоко кипяченое; песочник с маком; хлеб ржано-пшеничный; хлеб из муки пшеничной; фрукты свежие.

Обед: Овощи натуральные свежие; оливковое/растительное масло; борщ с капустой и картофелем; бефстроганов из отварной говядины в сметанном соусе; макаронные изделия отварные с маслом; кисель из плодов или свежих ягод клюквы; фрукты свежие; хлеб из муки пшеничной; хлеб ржано-пшеничный.

Полдник: Булочка молочная; фрукты свежие; сок плодово-ягодный.

Ужин: Салат из моркови с изюмом; плов из птицы; оладьи; чай с молоком; фрукты свежие;  хлеб из муки пшеничной; хлеб ржано-пшеничный.

Второй ужин: Питьевой йогурт; вафли.

Таких комплексов на выбор три.