Попробуем прикинуть навскидку доходы обычной летней точки общепита - пять столиков примерно на 30 посадочных мест, установленных под навесом на центральной улице Екатеринбурга, например, под вывеской пиццерии. Средний чек этого недорогого заведения - 150 рублей, при стопроцентной заполняемости вечерами (примерно с 17 часов до часа ночи) заведение ежедневно обслуживает на открытой веранде около 150 клиентов. Выручка за день - 22,5 тысячи рублей, более 700 тысяч в месяц, учитывая наплыв посетителей по выходным. "Овчинка" кажется весьма привлекательной.
С таким "пряником" "кнут" - строгость правил благоустройства - оправдывается уже тем, что благодаря им в уральских городах практически искоренили установленные где попало антисанитарные "пивные" палатки. Напомним, что пионером "окультуривания" уличного общепита в УрФО выступила Тюмень, где за "летники" взялись еще в 2008-м по распоряжению тогдашнего главы администрации Тюмени Евгения Куйвашева. Сейчас открытые при стационарных заведениях веранды или террасы стали в сибирском городе общим правилом.
- Летние кафе как самостоятельные объекты общепита мы не приветствуем, - заявляет и замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам Владимир Боликов. - Они таят вероятную опасность по качеству услуг.
Согласно утвержденной администрацией Екатеринбурга схеме, этим летом в городе открыты 280 нестационарных точек общепита - веранд при кафе и ресторанах, а также точек по продаже мороженого и прохладительных напитков.
"РГ" уже рассказывала о многолетнем сражении в Челябинске с рестораторами, уродующими исторический центр города. В Екатеринбурге власти такую войну пока проигрывают, причем в самом центре, буквально через дорогу от мэрии. Речь идет о затяжных судебных баталиях с владельцами кафе, которое приткнулось бок о бок с памятником конструктивизма "Дом обороны", построенном в 1934-м по проекту Георгия Валенкова.
Уже два года фасад дома-корабля заслоняет павильон-"стекляшка" круглогодично работающего кафе. Средний чек в кафе - 400 рублей, дюжины посадочных мест всегда не хватает. В этом бойком месте редко обходится без очередей, так что приблизительная выручка - свыше ста тысяч рублей в день.
Временами из павильончика валит дым - когда в печке подгорают лепешки. Заметим, от опасной печи до стены исторического здания не больше трех метров, заполыхай кафе - мало что останется от конструктивистского "корабля" с огнеопасными пустотными деревянными перекрытиями. Такого рода страхи отнюдь не беспочвенны: с начала года в Екатеринбурге сгорели два кафе-веранды, здания, к которым они были пристроены, серьезно повреждены.
Распорядитель объекта культурного наследия - мингосимущества Свердловской области - полтора года назад обратился в областной Арбитражный суд с требованием к владельцу снести уродующий памятник павильон своими силами и за свой счет. Каждая инстанция иск министерства поддерживала. Самое свежее, четвертое по счету, определение вынес 23 мая Арбитражный суд Уральского округа: павильон подлежит сносу. Как выяснил суд, основание для возведения стекляшки - договор располагающегося в здании регионального отделения ДОСААФ с фирмой об эксплуатации и обслуживании участка с довольно-таки широкой трактовкой термина "благоустройство территории".
Думаете, дымящее кафе сносят? Как бы не так. В течение двух месяцев определение окружного арбитража может быть обжаловано в Верховном суде РФ. Так что до конца летнего сезона у данной торговой точки есть время заработать.
Справедливости ради следует добавить, что такие безответственные предприниматели все же, скорее, исключение. По данным уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области Елены Артюх, на конец прошлого года дожидались рассмотрения около 500 заявлений бизнесменов о размещении нестационарных торговых объектов, причем поданных в мэрию Екатеринбурга… весной. В данном случае у чиновников есть отговорка.
- Чуть больше двух лет минпромторг РФ пугает бизнес поправками к 381-му федеральному закону. Они до сих пор не внесены, следовательно, отсутствуют ключевые правила регулирования, например, не определен статус нестационарных объектов, не решены процедурные моменты: как их размещать, с кем согласовывать и так далее. Отдельные муниципалитеты, что называется, на свой страх и риск решают эти проблемы, но большинство занимает выжидательную позицию, - отмечает бизнес-омбудсмен. - Моя точка зрения - малоформатная торговля нуждается в стратегическом подходе. Нужно решить, будем мы развивать малоформатную торговлю или нас не интересует всякая мелочь. По моему убеждению, не глава города должен решать, быть или не быть в данном месте киоску. Это риск предпринимателя, который считает, что способен заработать именно в этом месте. Понятно, что его желания не должны нарушать архитектурный облик города, но власти должны предложить ему доступные варианты.
Сложности ведения нестационарного бизнеса усугубляет передача права распоряжения городскими землями от администрации города правительству региона. Правила получения временных разрешений, размер арендной платы сегодня вообще не урегулированы: получается, летние кафе сейчас существуют в ненормативном пространстве. Екатеринбургская дума еще только собирается обратиться к правительству области с просьбой определить правила цивилизованной игры на этом рынке. Пока же рестораторы, по сути, самовольно занимают земельные участки, открывая летние веранды на свой страх и риск и по собственному разумению.