На вопросы "РГ" отвечает гендиректор Федеральной пассажирской компании Петр Иванов.
Петр Валерьевич, мест в поездах этим летом всем хватит? А то ведь на российские курорты большой спрос.
Петр Иванов: Да, в этом году существенно возрос поток пассажиров на курорты Северного Кавказа, Крыма и Черноморского побережья. Учитывая прогнозы, емкость подвижного состава, следующего в этом направлении, увеличена на 13%. Назначены дополнительные поезда, беспересадочные вагоны. Всего сейчас на курортных направлениях курсирует 156 поездов. Надеемся, что пассажиры заметят улучшение качества обслуживания, наша основная задача - адаптировать услуги под их требования.
По направлению Москва - Адлер или Москва - Анапа санитарные зоны начинаются за 2-3 часа до прибытия. А что делать, если едут маленькие дети. Появятся ли биотуалеты?
Петр Иванов: Пока нет возможности оборудовать все поезда биотуалетами. Но стараемся формировать поезда таким образом, чтобы хотя бы несколько вагонов в составе были с экологически чистыми туалетами. Тогда даже в санитарных зонах у пассажиров есть возможность умыться в соседнем вагоне. В графиковых поездах на южном направлении количество вагонов, оборудованных биотуалетами, уже увеличено более чем на 900 единиц.
Много обращений пассажиров поступает по поводу Wi-Fi в поездах.
Петр Иванов: Да, действительно. С 2012 года нами рассматривались разные варианты, запускались пилотные проекты по обеспечению составов беспроводной связью. Были испытаны все известные технические решения. Сегодня можно выбирать между операторами "Большой четверки" и подключаться к той сети, чей сигнал наиболее стабильный на том или ином участке пути. Но все равно это не то качество доступа в Интернет, к которому привыкли пассажиры у себя дома. Ждем, когда технологии сделают шаг вперед или операторы установят вышки на всей протяженности железных дорог. Пока развиваем локальные Wi-Fi-сервисы. Так, с мая в четырех двухэтажных составах поезда Москва - Адлер заработала мультимедийная платформа, которая позволяет не только обеспечить доступ к сети Интернет, но и просматривать мультимедийный контент, размещенный на внутреннем сервере в поезде.
Будет ли этим летом скидка на билеты купейные, плацкартные для детей-школьников?
Петр Иванов: По поручению правительства России РЖД в 2016 году ввело 50-процентную скидку на проезд детей с 10 до 17 лет в летнее время.
Такая скидка предоставляется впервые: ранее скидки для школьников предоставлялись только в учебное время - с 1 сентября по 31 мая и не действовали в период летних каникул. Теперь 50% стоимости билетов для детей от 10 до 17 лет включительно на проезд в плацкартных, общих вагонах и вагонах с местами для сидения также действует и с 1 июня по 31 августа. Скидка предоставляется при покупке билетов как в кассе, так и на сайте. По нашим прогнозам, общее количество таких пассажиров достигнет 2 млн.
Говорили, что плацкартные вагоны планируется постепенно полностью заменить купейными. Однако пассажиры просят их оставить.
Петр Иванов: Действительно, билеты в плацкарт востребованы пассажирами. Из 188 вагонов, которые наша компания приобретает в этом году, 79 идет именно в плацкартном исполнении. Более того, качество таких вагонов и технические требования к ним постоянно повышаются. Часть из них уже этим летом будет включена в состав фирменных поездов. В вагоне, в том числе плацкартном, предусматриваются экологически чистые биотуалеты, системы кондиционирования, очистки и обеззараживания воды и воздуха, возможность подзарядки для мобильных устройств.
Говорилось, что в поездах будут и душевые кабины. Они будут доступны только пассажирам СВ?
Петр Иванов: Эта услуга уже есть в 103 вагонах класса "Люкс", курсирующих по внутригосударственным маршрутам, а также в 200 вагонах европейского стандарта (РИЦ), используемых для международных перевозок.
В плацкартных вагонах сегодня такая услуга не предусмотрена. Но задача рассмотреть этот вопрос перед нами уже стоит - техническая возможность организации душевых с учетом конструктивных особенностей обсуждалась на заседании научно-технического совета нашей компании и завода-изготовителя в мае. Перед конструкторами поставлена задача изучить возможность доработки всех типов вагонов. Естественно, в первую очередь, душевые могут появиться, в поездах на длинных маршрутах.
Законом курение в поездах теперь запрещено. Но часто курят и в тамбурах, и в туалетах, и проводницы пепельницы дают. Что делать в такой ситуации?
Петр Иванов: Это важный вопрос. Да, курение в поездах дальнего следования запрещено, и мы требуем от наших пассажиров соблюдения законодательства. Законом не предусмотрено ни курение в тамбурах, ни отдельные вагоны для курящих.
Если на ваших глазах кто-то курит в тамбуре или в туалете, необходимо сообщить проводнику. Если проводник сам не сможет решить этот вопрос, он обратится к начальнику поезда. Если начальник поезда сам не справится, он вызовет наряд полиции. Других вариантов сегодня законодательство не предполагает.
Если вдруг пассажир видит, что проводник сам дает пепельницу, нужно заснять это на мобильный телефон и отправить на мою электронную почту ivanovpv@fpc.ru, этот сотрудник будет наказан.
Вы предлагаете выходить курить на остановках?
Петр Иванов: В соответствии с действующим законодательством на платформах дальнего следования курение не запрещено.
Кроме того, мы проанализировали все маршруты и выяснили, что 84% поездов делают остановки не реже чем каждые два часа, 12% поездов - раз в 4 часа. Поэтому на большинстве маршрутов это придуманная проблема. Такое не слишком длительное время в пути можно и потерпеть, чтобы не нарушать закон и не создавать неудобства другим пассажирам.