Новости

23.06.2016 22:05
Рубрика: В мире

Французское торможение?

Вопрос о продлении санкций против России еще окончательно не решен
Будут ли в ближайшее время продлены санкции Евросоюза против России? Вроде бы по этому вопросу достигнута некая договоренность, о чем на днях сообщили в комитете постоянных представителей ЕС. Да и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер это подтвердил, заявив, что, мол, вопрос решенный. Правда, добавил: в течение полугода санкции могут быть ослаблены.
На французские власти давят и аграрии, которым  приносит убытки запрет на торговлю с Россией. Фото: REUTERS На французские власти давят и аграрии, которым  приносит убытки запрет на торговлю с Россией. Фото: REUTERS
На французские власти давят и аграрии, которым приносит убытки запрет на торговлю с Россией. Фото: REUTERS

Однако не все так просто. По информации, просочившейся из ряда дипломатических источников в Брюсселе, Нидерланды, ныне председательствующие в Евросоюзе, намеревались утвердить решение о продлении санкций на заседании Совета ЕС в пятницу 24 июня, но этот пункт не внесен в его повестку дня и по всей вероятности обсуждаться не будет. Из тех же источников стало известно, что три страны, а конкретно Франция, Великобритания и Швеция, воспользовались процедурой так называемого парламентского резерва, которая предусматривает процесс согласования в национальных парламентах. Для англичан и шведов, которые не обсуждали в своих парламентах санкционную тематику, вопрос сводится к формальной процедуре.

Иная ситуация во Франции. Здесь парламентарии дважды проводили дебаты по поводу ограничительных мер ЕС, направленных против России, и дважды принимали резолюции с требованием их отмены. В конце апреля это сделала нижняя палата, призвав правительство выступить с инициативой против антироссийских санкций. А две недели тому назад подавляющим большинством голосов (302 против 16) аналогичную резолюцию, настаивающую на прогрессивном снятии санкций, одобрил сенат - верхняя палата французского парламента.

Пренебречь решением народных представителей, тем более оформленным вполне конкретными документами, местные власти, естественно, не могли. Хотя справедливости ради отметим, что обе резолюции в соответствии с положениями французской конституции носили рекомендательный характер.

Правительство приняло резолюции к сведению, тем более надо заметить, что власти давно уже находятся под прессом французского бизнеса, особенно занятого в аграрном секторе. Министр иностранных дел Жан-Марк Эйро дал понять, что мнение депутатов будет учтено. Он также сообщил, что на ближайшем саммите ЕС, который состоится 28-29 июня, Париж предложит начать дискуссию о возможных шагах по смягчению или отмене санкций. Так что, как считают местные политологи, нынешнее торможение по части продления санкций во многом объясняется позицией Франции.

"РГ" попросила сенатора Ива Поццо ди Борго прокомментировать ситуацию:

- Если посмотреть на нее с юридической точки зрения, то президент или правительство не были обязаны руководствоваться резолюциями парламента. Да, они носят необязательный характер, но имеют серьезный политический вес. Ведь за резолюцию, настаивающую на поэтапном снятии санкций, в сенате проголосовали все фракции, включая ту, куда входят социалисты, что крайне важно. Да, послы 28 стран - членов ЕС согласовали продление санкций против России, но окончательное решение должны принять главы государств. Несколько дней тому назад мы снова обсуждали этот вопрос в сенате и еще раз напомнили об ответственности властей. Тот факт, что министр иностранных дел предложил начать в рамках ЕС дискуссию по смягчению или отмене санкций, является положительным сдвигом, и в этом, как мне представляется, положительную роль сыграли наши парламентские акции. Даже если на саммите ЕС продление санкций подтвердят, затем, на мой взгляд, будет инициирован процесс поэтапного снятия ограничительных мер против России. Хочу напомнить, что технически у Совета ЕС есть время до 31 июля для принятия решения по поводу санкций.

Точка зрения

Владимир Чижов, постоянный представитель России при ЕС

Антироссийские санкции ЕС состоят из трех пакетов, введенных в разное время по разным поводам. Первый - это крымский пакет, который истекал 23 июня, в самом деле был продлен на один год. Этот пакет включает в себя персональные санкции или так называемый стоп-лист, а также запрещает транспортное сообщение и деловое сотрудничество с Крымом. Второй пакет, о котором больше всего говорят, это секторальные или экономические санкции. В пятницу 24 июня будет заседать совет ЕС по общим вопросам. Это совет, который собирается на уровне министров иностранных дел или министров по делам Европы из тех стран, где таковые есть. В принципе он и является тем органом, который принимает решения о санкциях. Но теоретически нельзя исключать, что министры вынесут весь этот сюжет на рассмотрение саммита лидеров стран ЕС, то есть Евросовет, который будет заседать 28 и 29 июня. Формально нынешнее продление санкций предусматривается в полном объеме. Я не хотел бы ничего предвосхищать, но не исключаю, что теперь будет заложена некая формула о возможности какого-либо пересмотра или ревизии санкций в течение этих шести месяцев. Добавлю, что, судя по тем дискуссиям, которые идут на политическом уровне в ЕС, вырисовываются три школы мысли. Самая экстремальная- это те, кто считает, что санкции надо усилить, и выступающие за такой подход страны всем известны. Есть противоположная точка зрения, что санкции нужно отменять. Но есть и промежуточная школа мысли, которая сегодня укрепляется. Речь идет о том, что за каждым шагом в направлении имплементации Минских договоренностей должно идти ослабление санкционного режима. При всем позитиве такого подхода здесь необходимо пояснение. Мы в принципе считаем увязку санкций с Минскими договоренностями изначально неправильной.

В мире Европа Франция Санкции и антисанкции