"Да, я был автором сценария этого фильма, - говорит Анатолий Григорьевич. - Режиссер - Олег Коровяков. Я пересмотрел фильм - он есть на YouTube, прошло ровно 40 лет с тех пор, как он снят, мы приняли решение 22 июня 2016 года показать его вновь, потому что он наглядно иллюстрирует, как война может стать судьбой человека. Учитель Александр Серов - не знаю, где он сейчас, вряд ли жив, хотя все может быть, 22 июня 1941 года принял бой под Даугавпилсом. Он был наводчиком-артиллеристом. Они с товарищами подбили 7 или 10 танков. За такой подвиг дают звание Героя Советского Союза. После чего он погиб. Но... Выяснилось, что остался жив. Он очень интересно рассказывает об этом. "Слышу, говорят, мол, Серова убили. И думаю: раз слышу, значит, я остался жив?" Это он вспоминает через 40 лет. Его вывезли в тыл, он выжил после череды госпиталей, вернулся в школу, где преподавал после войны, и получил на себя в этой школе похоронку. Потом в 1945 году его снова призвали в армию. И войну он закончил под Даугавпилсом, так больше и не провоевав. Их привезли на фронт, и случился День Победы. Получилось, что он повоевал один день и был награжден орденом Отечественной войны за подбитые танки.
В этом же фильме есть история генерал-полковника Артемьева - командующего парадом в Москве 1941 года. Он рассказывает о том, как Сталин принял решение проводить парад, как это делалось.
Многое в фильм не поместилось. Но была еще одна интересная история. В 1941 году во время обороны Москвы на глазах у крупных генералов батарея "сорокапяток" держала оборону от немецких танков. Это была единственная возможность их задержать. Вся батарея погибла. Но остался один человек, который бегал между пушками и стрелял прямой наводкой - они же крохотные были, "сорокопятки". Его накрыло взрывом, он погиб и получил посмертно звание Героя Советского Союза. В 1943 году парторг читал статью в одном из госпиталей о погибших героях. И больные ему говорят, что у нас есть пацаненок, очень похожий на одного из них. Он еле разговаривает, инвалид, его держали в госпитале из жалости. Выяснилось, что это - он. Остался жив, его "склеили" врачи буквально по кускам. Но по этому сюжету ничего не снято. Ефим Дыскин, так его звали, впоследствии генерал-майор медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, начальник кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии. Но все это осталось за кадром..."
Александр Серов
"Александр Федорович Серов, секретарь партийной организации колхоза имени Ильича Омской области. Это сегодня. 22 июня 1941 года Серов служил в 636-м артиллерийском полку. Из части выбыл 23 июня 1941 года. Причина - пал смертью храбрых. Тяжело раненного Серова друзья-однополчане, державшие позиции еще три дня, сочли погибшим, и ушла в далекое омское село похоронка. Но вышло так, что получил ее сам Александр Федорович, когда после госпиталя вернулся домой. Обманул солдат смерть. Работал, лечился и снова ушел на фронт. Снова. Но не успел. Кончилась война, и встретил солдат Победу там же, в Прибалтике, где начинал войну. И где совершил свой подвиг, за который только через 30 лет нашла его высокая награда - орден Отечественной войны I степени за тот бой 23 июня 1941 года.
- Утром 23 июня появилась большая группа, или колонна, танков. Ну здесь пришлось поработать, что называется. Подбили не менее 11 танков. Наш расчет. Потом некоторое время получилось затишье. Вот здесь я получил небольшое, легкое ранение в предплечье правой руки, но это не помешало мне работать. А потом, когда прекратилась артиллерийская подготовка, мы знали, что снова будет атака танков, мы снова заняли свои боевые места возле орудий и ждали появления следующей колонны немецких танков... А когда вторая колонна, здесь наше орудие подбило семь немецких танков... И тут меня ударило в область правового плеча грудной клетки, и я упал...И кто-то из них крикнул: "Серова убило". Это я слышал своими ушами. Да у меня и своя какая-то мысль получилась, мелькнула, видимо, страх перед смертью, что-то такое, что убило, а потом быстро мысль сработала, как это я ощущаю и вдруг убило, представляете, знаете, я еще жив.
- Это был героический подвиг наших людей. А возьмите вы пехоту! Как идти в 1941 году с бутылкой ГС (горючего средства. - Прим. авт.) на танк, как забросить на него эту бутылку, чтобы он загорелся. Какую надо иметь волю, силу, бесстрашие, чтобы из противотанкового ружья стрелять на 150-200 метров. Ведь надо попасть, знать куда"...
Павел Артемьев
"Командование Московского военного округа, командующий округом и зоной обороны генерал Артемьев:
- Каждый день в 4 часа утра я докладывал Верховному главнокомандующему о состоянии московской зоны обороны и выдвижении людей в Московскую зону обороны. И вот 31 октября утром, в ночь на 1 ноября, докладываю ему обстановку, он выслушал все, восхищался героизмом москвичей, москвичек в основном, а потом задал вопрос: "Как у вас с подготовкой к параду?" Я говорю: "Не так? Товарищ Сталин, да и обстановка такая, что не до парадов. У меня по Москве, кроме пехоты, ничего нет, артиллерия вся на огневых позициях, танки, которые были, все выдвинуты на огневые позиции, парад проводить, по моему мнению, нецелесообразно". Присутствующий там еще один товарищ поддержал меня. Стыдно об этом говорить, но приходится. Товарищ Сталин говорит: "Вы, молодые люди, недооцениваете политическую значимость этого мероприятия. Если мы удачно проведем парад, это будет равнозначно выигранной фронтовой операции. Поэтому парад - провести! Артиллерию - найти! С Яковлевым вместе (а Яковлев был начальник артиллерийского снабжения). Танками поможем. О параде до начала парада никто не должен знать. Парадом командовать будете вы. Принимать парад будет Семен Михайлович Буденный..."