Как живет без кормильца семья с 35 детьми из Самары

35-й ребенок появился в семье, когда папы уже не стало. В Самару из Москвы тогда срочно приехал сын Дмитрий с женой, чтобы помогать матери растить малышей и вместе со старшими братьями строить заложенный отцом дом в деревне.

Анатолий Чекмарев погиб 7 мая 2015 года в ДТП. В результате лобового столкновения с грузовиком его "Газель" опрокинулась в кювет и загорелась. От полученных травм 66-летний мужчина скончался на месте. Для огромной семьи, в которой был он единственным кормильцем, небеса словно упали на землю.

Но мама Валя знала: надо жить ради вот этих десятков плачущих родных глаз и того мальчика, которого они с Анатолием не успели забрать из казенных стен. А потому прямо на похоронах подошла к руководителю департамента опеки и прямо спросила: "Что будем делать с Сережкой Чекмаревым, подпишете мне его одной?" И та, ни минуты не раздумывая, ответила: "Вам подпишу!", сделав смысловой упор на "вам".

10-летнего Сережу Валентина с мужем нашли в детдоме, просматривая картотеку сирот. Мальчик оказался их однофамильцем. "Судьба, - решили они. - Негоже Чекмаревым в приюте жить". Парень был с кучей образовательных пробелов: таблицу умножения знал до четырех, иностранные языки - на нуле. Но маму это не смутило, как не испугали и предупреждения врачей. Она была убеждена, что ребенок просто запущен.

- В 4-й класс Сережа пошел совершенно неподготовленный. Но благодаря Владимиру Сергеевичу, да вы знакомьтесь - хозяйка представляет мне улыбчивого юношу за столом, это учитель наших младшеклассников, а заодно добровольный репетитор и друг семьи - его стараниями парень подтянулся по всем предметам, год окончил на твердые "тройки". Для него это большой успех.

Сегодня в доме живут 11 детей, а всего в семье Чекмаревых, включая новых снох, зятьев и уже 15 народивших внуков, - 56 человек. О 5 дочках и 5 сыновьях Валентина и Анатолий мечтали сразу после свадьбы. А вышло, что добрали счастья даже с перевыполнением.

Первой из приемных в 1996 году у них появилась Юлька.

- С семейным танцевальным ансамблем мы выступали в самарском приюте "Ровесник" и на концерте я заметила плачущую девочку. Оказалось, ее только вернули из приемной семьи, - вспоминает Валентина Федоровна. - Предложила поехать к нам в гости, и она мне прямо в автобусе выдала: "Можно я буду вас называть мамой?" Что я могла ответить?

С годами число ребят в семье нарастало как снежный ком. Было время, когда в нынешней 7-комнатной квартире жили до 25 своих и приемных детей.

Приемный сын Алексей окончил МГИМО и сегодня работает дипломатом в Стамбуле. Мать за него очень переживает: "В Турции-то неспокойно", а он успокаивает: "Если что - нас самолетом мигом эвакуируют".

- Мы с ним познакомились в цирке, он туда на новогоднее представление со своим интернатом приехал, - рассказывает мама. - Подходит ко мне и говорит: "Здрасьте, вы меня помните? Вы у нас на празднике выступали, а я там Буратино играл?" Кого я могла помнить в таком водовороте событий? Но солгала во благо: "Конечно, помню!" Потом он пришел к нам с детьми в антракте, у нас уже дележка началась (лимонад и пряники мы всегда на концерты с собой приносим, чтобы не покупать), ну и он под раздачу сладостей попал. Спрашиваю: "Леш, ты хочешь к нам в гости?" Он кивает. Так взяли сначала на новогодние каникулы, а потом и навсегда.

Музыкой и бальными танцами в семье Чекмаревых занимались все. Тренировались много и у лучших педагогов, приглашая их даже из столицы, шли по конкурсам, завоевывали классность. В результате в семье Чекмаревых сложился прекрасный ансамбль, который знают далеко за пределами Самарской области.

- В прошлом году нас пригласили выступить в Кремле. Но годы ведь идут, у подросших детей уже свои дела, кто-то родил, кто-то беременный. Но надо - значит надо! В Москву отправились ансамблем из 20 человек и отлично выступили. Мастерство, значит, не пропало, - с гордостью говорит мать, показывая мне фото, на котором 30 семейных танцоров, самому младшему из которых - внуку Майклу - здесь всего 6 лет.

Ни о каком понуждении к труду несовершеннолетних, о чем столь яростно твердят далекие от воспитания эксперты, речи у Чекмаревых не идет. Старшие тут сами просятся на подработки, отдавая маме все до копейки (10% суммы - их премия). А в меру сил и возраста трудятся все, включая младшеклассников. По очереди убирают комнаты, накрывают на стол и моют посуду, стирают мелкие вещи и поливают цветы. Приготовлением еды руководит на правах шеф-повара 16-летняя Юля, все, кто помладше, у нее в помощниках.

- Я как мать просто обязана подготовить детей к самостоятельной жизни, чтоб умели абсолютно все, - уверенно заявляет Валентина Федоровна и тут же уточняет, что за всеми кошками и собаками, а сегодня в доме их больше 15, тоже ухаживают дети.

В марте 2011 года Валентина Чекмарева в числе других представителей приемных семей России была приглашена в Кремль. После обстоятельной беседы о проблемах, экскурсии и роскошного обеда женщинам подарили часы с бриллиантами.

Таких у мамы Вали отродясь не было, не приучена к роскоши. И если уж говорить начистоту о "самой богатой семье России", как часто именуют Чекмаревых чиновники, то живется им непросто. На содержание каждого приемного ребенка Валентина Федоровна получает 6844 рубля в месяц при детском прожиточном минимуме в регионе 9491 рубль. Плюс 3 тыс. на каждого ей платят за круглосуточную, без отпусков и больничного, работу учителя, повара, врача, психолога. Суммы эти не индексировались уже много лет. Но даже части этих скромных выплат женщину в этом году лишили, поскольку двое ее детей учились в кадетском корпусе. Не приняли во внимание чиновники, что гособеспечение там неполное: то спортивные костюмы нужно принести, то теплый свитер и прочие мелочи. "По закону - так закону!" - машет на министерские разъяснения мать и продолжает работать.

Кстати

Не только о своих

Будучи председателем Ассоциации приемных родителей Самары, Валентина Чекмарева постоянно занимается проблемой социализации взрослеющих сирот, ведь именно подростков труднее всего определить в семьи, и они задерживаются в детдоме.

- Мы создали свою "скорую помощь". Приемные семьи, у которых возникают проблемы, звонят мне напрямую или в опеку, после чего мы выезжаем в любую точку области. Разговариваем с родителями и детьми, делимся опытом. К нам прислушиваются, ведь в отличие от сотрудников опеки, которые выполняют функцию проверяющих, мы для них свои, - рассказывает Валентина Федоровна.

Конечно, бывают случаи, когда точек соприкосновения с 14-летним бунтарем родителям так и не удается найти. Но и тогда "семейная скорая" делает все, чтобы подросток не вернулся обратно в детдом, а обрел более опытную приемную семью. Перед новым годом наставники провели большой рейд под детским домам области, и для 9 подростков им удалось подобрать приемных родителей.

- Оставаться в таком возрасте в социальном учреждении значит никогда не подготовиться к самостоятельной жизни, что равносильно пропасть. А этого допустить нельзя, - уверена приемная мать с 20-летним стажем.

Справка "РГ"

За большой вклад в воспитание детей в 1998 году Указом президента РФ Валентина Чекмарева была награждена Орденом Почета, в 2008-м - знаком отличия "Материнская доблесть" I степени.