Почему на северных реках ежегодно гибнут десятки человек

В 2015 году на северных реках зафиксировано более 300 несчастных случаев. Почти 840 человек удалось спасти, 106 утонули, еще 93 считаются пропавшими без вести. Нынче первая трагедия произошла, как только сошел лед. Двое ямальцев отправились по Оби на охоту. Тело одного нашли спустя полторы недели, о другом неизвестно до сих пор. C начала лета ямальским спасателям пришлось экстренно выезжать на реки уже почти полсотни раз: 56 человек спасены, восемь, увы, погибли. В Югре утонули 25 жителей, 19 не найдены.

За всеми не усмотришь

Ямальские и югорские инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) в мае открыли сезон речных рейдов. За первый месяц они привлекли к административной ответственности более 250 человек. В прошлогоднюю навигацию в северных округах составлено свыше 1,6 тысячи протоколов на лодочников, не соблюдавших правила безопасности на воде. Так, в Югре у каждого четвертого наказанного не оказалось удостоверения на право управления плавсредством, у каждого седьмого - спасательных жилетов. Все они заплатили штраф - от 300 до 1,5 тысячи рублей.

Впрочем, инспекторы говорят, что статистика не отражает реальной ситуации. Выявить истинное количество нарушений невозможно. Только в Югре зарегистрировано 32 тысячи моторных лодок, еще 12 тысяч - у ямальцев. А сколько не поставлено на учет!

До поселка Светлого, где 1,4 тысячи местных жителей и столько же вахтовиков, речной транспорт не ходит вовсе

- У нас самая большая в стране акватория - свыше 77 тысяч квадратных километров. И на эту площадь всего 19 инспекторов. Охватить все реки, в том числе пять судоходных и почти 50 тысяч средних и мелких, не можем при всем желании. В рейдах инспекторы находятся до восьми суток: ловят нарушителей, проводят аттестацию, освидетельствование судов, - поясняет главный госинспектор по маломерным судам ГУ МЧС РФ по ЯНАО Александр Макаров.

В соседней Югре инспекторов больше - 49. Но замначальника отдела безопасности людей на водных объектах регионального управления МЧС Игорь Лыткин признается: в отдаленных районах, особенно где живут коренные жители, за лето удается побывать лишь по разу. Зная, что патруль после этого объявится не скоро, люди начинают пренебрегать правилами. Полагаясь на авось, выходят на реки без спасательных жилетов, на абы каких моторках. Но самое страшное - нередко пьяными, да еще сажают в лодки детей. Так, Игорь Лыткин вспоминает случай, когда в национальном поселке Угут утонули сразу шестеро.

В том же ХМАО в прошлом году удалось привлечь к ответственности лишь девять человек, управлявших лодками в нетрезвом состоянии. Инспекторы сетуют: для освидетельствования на реке нет условий. На всех сотрудников один алкотестер. А до мест, где можно провести проверку, часто сотни километров. С каждым не наездишься. Заводить на лодочников дела удается, когда те пьяны настолько, что сами этого не отрицают. Наказать по максимуму и лишить лодки пока не удавалось. Обычно суд приговаривает нарушителей к штрафу - от полутора до двух тысяч рублей. Схожая ситуация в ЯНАО: в 2015-м на реке официально задержали двоих пьяных. Приняв на грудь, люди стараются уехать подальше, туда, где нет патрулирующих.

Вынужденный риск?

Впрочем, некоторые северяне участившиеся трагедии на воде связывают с проблемой транспортного сообщения. Из многих поселков можно выбраться лишь по воздуху или зимникам, а летом - по воде. При этом речной транспорт ходит далеко не везде, а куда-то причаливает лишь несколько раз в неделю. Как, например, к Кышику. В прошлом году здесь на реке погибли муж с женой и трое детей, а также их знакомый. Они добирались домой из Ханты-Мансийска, а это 80 километров пути. Поговаривают, семья не успела на рейсовый речной транспорт и решила плыть на взятой напрокат моторке. Отправились вечером. Последней весточкой от них стал ночной звонок от ребенка. Девочка кричала в трубку дедушке, что мама и папа в воде, а она одна в лодке. Тела нашли через десять дней. При каких обстоятельствах произошла трагедия, до сих пор неясно. Кто знает, курсируй теплоход чаще, может, люди были бы живы.

А вот до поселка Светлого Березовского района, где 1,4 тысячи жителей плюс примерно столько же вахтовиков, речной транспорт не ходит вовсе. По словам главы поселка Оксаны Ивановой, в межсезонье и летом люди добираются до Большой земли только вертолетом - рейсами на Игрим и Приобъе. Перелет стоит около 1,3 тысячи рублей, хотя всего 20 минут пути. Местные власти не раз просили обследовать русло реки и выделить судно на воздушной подушке. Но денег не нашлось.

- В прошлом году специалисты оценивали затраты на предварительные работы в четыре миллиона рублей. Для нас это неподъемно. Очень ждем круглогодичную дорогу Светлый - Югорск. Осталось несколько километров, - говорит глава Светлого.

Кстати, эта трасса давно стала долгостроем. В 2006 СМИ сообщали, что ее сдадут через год.

А мы все равно на лодке

Сколько северных поселков мечтают о настоящей или хотя бы речной дороге - сказать сложно. Директор по пассажирским перевозкам "Северречфлота" Марина Камынина заверяет: существующие водные маршруты вполне удовлетворяют потребности югорчан. За последний год маршрутная сеть, по ее словам, не только не сократилась, а, наоборот, расширилась. После обращения жителей нескольких поселков к губернатору восстановлен ранее действовавший внутрирайонный маршрут Сургут - Угут. Начал ходить теплоход Сосьва - Саранпауль в Березовском районе, появился маршрут Каргасок - Нижневартовск, связавший Томскую и Тюменскую области. Нынче речной транспорт в Югре курсирует между 100 населенными пунктами (примерно половина от общего числа) по 34 маршрутам. Как и в прежние годы, за сезон планируется перевезти более 300 тысяч пассажиров.

Впрочем, даже если теплоходы станут ходить чаще и везде, лодка все равно останется для северян главным транспортным средством, особенно для коренных народов, потому что для них это естественный способ передвижения, считают сотрудники ГИМС. Есть тут и еще один момент - на пассажирском водном транспорте запрещено перевозить огнестрельное оружие. Как в этой ситуации быть охотникам, непонятно. Так что без лодок, как ни крути, не обойтись. А значит, необходимо не только патрулировать реки, но и вести профилактическую работу, говорят инспекторы. Хотя, заверяют, подобные акции проходят регулярно. 6 июня в Югре стартовал месячник безопасности на воде, проведено 67 лекций - в учебных заведениях, организациях, на лодочных станциях. Совместно со специалистами департамента жизнедеятельности сотрудники ГИМС распространяют листовки, в которых сказано, как уберечься от беды. В прошлом году ямальские инспекторы почти 600 раз выступали с разъяснениями в СМИ, нынче - уже 385.

На заметку

Когда речь идет о профилактике, невольно приходит на ум одно сравнение. Практически каждый пожар, на котором гибнут дети, тут же становится объектом пристального внимания надзорных органов и детского омбудсмена. В Тюменской области, например, после ряда ЧП поставлена задача - все деревянные дома многодетных семей, особенно неблагополучных, оборудовать противопожарными сигнализациями. А вот после трагедий с детьми на воде зачастую не предпринимается никаких мер. В экстренных службах даже не смогли сказать, сколько ребятишек погибло на северных реках за последние годы. По данным югорского МЧС, в 2015-м утонувшим значится один ребенок, тогда как в действительности только в Кышике погибло трое. Инспекторы ГИМС признаются, что отдельно с семьями из группы риска не работают. И мысли обеспечить их, например, спасательными жилетами не возникало.

- Пожнадзор видит, в каком состоянии дом, как люди живут, а у нас есть только фамилии судовладельцев. Выяснить, какая у человека семья, сложно. Кто захочет - услышит рекомендации, а остальным не вдолбишь, - рассуждает Игорь Лыткин.

Впрочем, по мнению спасателей, постепенно отношение к безопасности на воде все же меняется. В 2000-х про спасательные жилеты почти никто из рыбаков не вспоминал, а сейчас стараются брать их с собой. Чаще обращаются за советами, как оформить лодки, в том числе самодельные. За первый месяц нынешней навигации инспекторы югорской ГИМС зафиксировали 209 нарушений, за тот же период прошлого года их было 241.

Как вести себя на воде

Не выходите в плавание на необорудованном или неисправном плавсредстве, не перегружайте его. Не употребляйте алкоголь, иначе нарушенная реакция может стать причиной ЧП. Нельзя раскачивать лодку , вставать, меняться местами, перегибаться через борт.

Планируйте поездку так, чтобы не возвращаться в темное время, а если этого не избежать - идите на минимальной скорости.

В лодке необходимо иметь мощные фонари или хотя бы налобные фонарики для всех членов экипажа, а также резервный мотор и якорь. На поясе у каждого должен быть зачехленный нож (он поможет, например, освободиться от сетей), непромокаемые спички, рация или телефон в закрытом пакете.

Выходя в плавание, надевайте спасательные жилеты. Если вы оказались в воде и увидели, что рядом тонет человек, постарайтесь успокоить его, попросите взять вас за плечи. Вытащив пострадавшего на берег, очистите ему нос и рот от тины и песка, положите животом на свое колено и, сильно нажав, дождитесь, когда вода выйдет из желудка и дыхательных путей. Уложите на спину и сделайте искусственное дыхание.