Эти выставка, которую можно посетить "исключительно по приглашению", - пролог к открытию галереи русского искусства в музейном комплексе Бьюли (Beaulieu). Соглашение об этом на 12 лет заключили фонд Art Russe и лорд Монтегю из Бьюли. Для семьи Монтегю старинный замок Бьюли, где в XIII веке было аббатство, - родовая резиденция с 1538 года. Сейчас Бьюли еще и популярный музейный комплекс. Сюда едут отнюдь не только любители старины, чтобы взглянуть на старинный замок и руины аббатства, но и страстные автомобилисты. Едут, чтобы увидеть знаменитый Национальный автомобильный музей, с его "автопарком" старинных автомобилей и насладиться аттракционами "Мир телевизионной передачи Top Gear" и "На экранах автомобили". Появление в этой музейной компании постоянной галереи русского искусства выглядит неожиданно.
Но с точки зрения музейного менеджмента, ход любопытный. Музейный комплекс, расширяя свой тематический спектр, может привлечь людей, которым интересна Россия. С другой стороны, фонд Аrt Russe получает популярную площадку для показа своей коллекции. Наконец, лорд Монтегю рассматривает появление живописи из далекой России в родовом замке как продолжение семейных традиций: "В прошлом… мои предки коллекционировали предметы искусства со всего мира, и со своей стороны я считаю вполне закономерным размещение в Бьюли данной коллекции в продолжение традиции. Лично ознакомившись с некоторыми из работ, не сомневаюсь, что они сделают музейный комплекс Бьюли еще более интересным и понравятся нашим посетителям".
Фонд Аrt Russe планирует выставлять по 25 работ из своей коллекции, основу которой составляет традиционное фигуративное искусство художников из России. Среди более 200 работ, составляющих коллекцию фонда, - несколько работ Репина, включая один из вариантов картины "Крестный ход в Курской губернии", портрет кисти Валентина Серова, репрезентативный набор художников "сурового стиля" (включая Петра Оссовского, Николая Андронова, Виктора Попкова, Таира Салахова, Виктора Иванова, Павла Никонова, Гелия Коржева…). Есть работы таких разных художников, уехавших из России, как Николай Рерих и Николай Фешин… Есть и советский официоз, типа полотна Яр-Кравченко 1951 года - "Горький читает свою сказку "Девушка и смерть" Сталину, Молотову и Ворошилову. 11 октября 1931 года".
Но в Банкетном зале Уайтхолла, где потолок расписан Рубенсом, кураторы выставки обошлись без крайностей соцреализма. Если не считать за таковые натюрморт с цветами кисти Александра Герасимова, в котором гонитель формалистов предстает скромным наследником импрессионистов. В Уайтхолле выставлены несколько картин Николая Фешина, написанных в Америке после отъезда из России в 1920-х, полотно Николая Рериха "И мы не боимся" (1922) из серии "Sancta" , созданной в Чикаго… Ранняя картина Федора Малявина "Товарищи" (1893), соседствует с поздней работой Аристарха Лентулова "На рынке". Лентулов рисует не столько жанровую сцену, сколько портрет трех горожанок на фоне сочно написанных кочанов капусты и ящиков с яблоками… Современная живопись представлена натюрмортом Таира Салахова ("Агава с красной лампой") и пейзажем братьев Алексея и Сергея Ткачевых.
Словом, перед зрителями предстает "собранье пестрых глав", в котором живопись дополнена качественной бронзовой пластикой. Эта выставка, не обремененная единым стилем или концепцией, ставит целью показать диапазон коллекции фонда Art Russe, которая будет представлять российское искусство в замке Бьюли.