Сегодня, 24 июня, на Новой сцене Большого театра - премьера балета "Ундина" в постановке Вячеслава Самодурова на музыку Ханса Вернера Хенце.
"Ундина" Самодурова никак не связана с ее сценической традицией - это "личное ощущение Вячеслава Самодурова на тему "Ундина", говорит о премьере Махар Вазиев, руководитель балетной труппы Большого.
Сам хореограф-постановщик признался, что новым спектаклем ему хотелось не столько высказать что-то, сколько пообщаться с музыкой Хенце. Партитуру Самодуров назвал "крепким орешком, триллером", где вместо пистолетов - музыка, кричащая, тревожная, которую не смогли воспринять современники Хенце. "Мне кажется, в двадцать первом веке уже пришло время для этой партитуры", - считает постановщик.
"Ундина" Самодурова не будет иметь ничего общего со знаменитой "Ундиной" Фредерика Аштона. "Балет Аштона я очень люблю, но мне всегда казалось, что у него есть несоответствие между музыкой и тем, что мы видим на сцене, - рассказывает хореограф - Аштон хотел сделать красивый романтический балет в духе Петипа, в духе 19 века. А Хенце вдохновлялся Стравинским, Прокофьевым, и у него были совершенно другие планы на этот счет".
Прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова, исполнительница роли Ундины, рассказала, что спектакль лишен сюжета, поэтому "каждый зритель составит свое либретто". Трудности же подстерегают артистов в самом простом, считает Крысанова: "У нас нет ни одной большой поддержки в главной паре, нет пируэтов, зато есть много моментов, когда мы надолго застываем в различных позах".
Свой хореографический язык балерина сравнила с движениями водомерки, которая "то ли скользит по воде, то ли парит над ней". "Также и мне нужно парить над сценой, - считает Екатерина Крысанова, - но так, чтобы зрителю было неясно - лечу я или скольжу".
Игорь Цвирко, ведущий солист Большого театра, назвал балет "абстракцией на специфическую музыку". Его роль - беглец, который, по выражению Вячеслава Самодурова, бежит из сегодняшнего дня. Но герой так и не найдет то, что искал, подчеркивает Цвирко, он не остановится, благодаря Ундине, то направляющей, то отвергающей его. "Поэтому получается такой вот спектакль на пробежке", - подытоживает артист.
Зритель увидит, что костюмы солистов и кордебалета не будут отличаться, и это не случайно, подчеркивает художник по костюмам Елена Зайцева, ведь "кордебалет - отражение главных героев, их размножившаяся душа".