Об утверждении нового доктринального документа, который охватывает все сферы информационной жизни страны от обороны до детских садов, заговорили еще больше года назад. Однако все это время шла его доработка экспертным сообществом, в который входят представители силовых структур и спецслужб, а также специалисты информационных технологий, научного сообщества и профильных министерств и ведомств. Однако перед утверждением, как сообщили корреспонденту "РГ" в аппарате Совбеза, было принято решение вынести документ на общественное обсуждение.
Собственно сама Доктрина информационной безопасности представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности России в информационной сфере. При этом, согласно документу, реализация национальных интересов в информационной сфере нацелена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации в интересах обеспечения конституционных прав и свобод граждан, устойчивого социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности.
Естественно, что в Доктрине описываются и основные угрозы, а также дается оценка современному состоянию российской информбезопасности.
Например, усиливаются тенденции к использованию возможностей трансграничного оборота информации в информационном пространстве для достижения геополитических, военно-политических и иных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности, а также использованием информационных технологий в террористических, криминальных и иных противоправных целях.
Так один из основных негативных факторов, влияющий на состояние информационной безопасности, - это наращивание ведущими зарубежными странами возможностей по информационно-техническому воздействию на информационную инфраструктуру РФ, в том числе на критическую информационную инфраструктуру, для достижения своих военных целей.
Одновременно с этим усиливается ведение технической разведки в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Кроме того, как отмечается в Доктрине, расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств информационно-психологических воздействий, направленных на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира, приводящих к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств.
В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, в том числе общественные, и структуры, а также отдельные группы граждан. При этом широко используются возможности информационных технологий.
Также отмечается тенденция увеличения объема материалов в зарубежных средствах массовой информации, содержащих необъективную и предвзятую оценку внешней и внутренней политики России. В то же время российские СМИ зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.
Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций ее многонационального народа.
Естественно, что и различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. При этом как отмечено в доктринальном документе: террористические и экстремистские организации ведут разработки новых технологий деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.
Еще одна угроза, отмеченная в Доктрине, касается возрастающих масштабов компьютерной преступности, прежде всего в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка. Кроме того, увеличивается число инцидентов, связанных с нарушением законных прав граждан на защиту личной и семейной тайны, персональных данных при использовании информационных систем и сетей связи.
Как отмечено в документе: методы, способы и средства совершения преступлений с использованием информационных технологий становятся все изощреннее.
Что касается состояния информационной безопасности России в области обороны страны, то она характеризуется наращиванием масштабов использования иностранными государствами и негосударственными образованиями информационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, направленных на подрыв суверенитета, политической независимости государств и представляющих угрозу глобальной и региональной безопасности.
В то же время состояние информбезопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением уровня сложности, масштабности и скоординированности компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру РФ и разведывательной деятельности иностранных государств против России. А также нарастанием угроз использования информационных технологий для нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности России, политической и социальной стабильности в обществе.
А вот что касается состояния безопасности в экономической области, то она характеризуется отставанием от ведущих зарубежных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, в том числе суперкомпьютеров, и их использовании для создания продукции и предоставления услуг на их основе. При этом остается высоким уровень зависимости отечественной экономики и промышленности от зарубежных информационных технологий (электронная компонентная база, программное обеспечение, вычислительная техника и средства связи).
Как подчеркивается в Доктрине, подобное положение дел обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от экспортной политики зарубежных стран, проводимой ими в целях реализации своих геополитических интересов.
В области науки, технологий и образования тоже не все гладко. Их состояние характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок, а также недостаточным уровнем кадрового обеспечения в области информационной безопасности.