- Для Евросоюза и его руководителей Brexit стал громом среди ясного неба. Хотя справедливости ради отметим, что тучи давно уже сгущались над этим объединением.
В результате реально и зримо обозначилась пропасть между миллионами европейцев и политическими элитами Старого Света, оторванными от народных интересов и чаяний. Европейский электорат вот уже лет двадцать не ассоциирует себя с навязываемым Брюсселем евроинтеграционным проектом. Почему? Да потому, что он приводит лишь к экономическим, финансовым и регламентационным ограничениям, ущемлению суверенитета и национальной идентичности народов. Добавлю, что последнее время в связи с растущей террористической угрозой европейцев все больше и больше беспокоят также вопросы безопасности.
В создавшейся чрезвычайной ситуации Евросоюзу необходимо трезво оценить череду кризисов, которые он сейчас испытывает, и принять радикальные меры для их разрешения. Это проблемы беженцев, границ ЕС, экономические трудности.
И вот еще что. Референдум и сам Brexit, на мой взгляд, стали победой демократии в этой стране. Несмотря на сильный эмоциональный фон, созданной накануне референдума убийством депутата парламента лейбористки Джо Кокс, британский электорат сделал осознанный выбор против членства в ЕС. Демократичной была и позиция премьер-министра, лидер консервативной партии Дэвида Кэмерона. Хотя сам проводил кампанию за Великобританию в составе Евросоюза, он позволил членам своего правительственного кабинета занимать прямо противоположную позицию и поддерживать Brexit. К примеру, у нас во Франции такое было бы просто невозможно.
Если говорить конкретно о воздействии британского шока на Францию, то, несомненно, он станет стимулом для всех местных евроскептиков. Лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен, которая восторженно приветствовала итоги референдума, призвала французов последовать примеру британцев.
Правда, я не думаю, что этот вопрос будет поставлен до 2017 года. Однако, мне абсолютно очевидно, что европейская тематика, членство Франции в ЕС станут основными в ходе предстоящей президентской избирательной кампании.
Какими могут быть результаты, если подобный референдум провести во Франции? Вопрос на сегодняшний день открытый. Но факт остается фактом: во Франции за последнее вермя резко возросло число граждан, скептически относящихся к Евросоюзу.
Согласно результатам исследования, проведенного независимым американским исследовательским центром Pew Research Center в 10 странах ЕС, на сегодняшний день лишь 38 процентов французов имеют положительное мнение относительно деятельности ЕС, что ставит Францию на второе место после Греции по числу евроскептиков. Отмечу, что уровень доверия французов к ЕС по сравнению с 2004 годом снизился почти вдвое: тогда он составлял 69 процентов.