Александр Рар: Европа сейчас в панике, но катастрофы не будет

В результате референдума в Великобритании, на котором победили сторонники выхода страны из Европейского Союза, покачнулся казавшийся для всех незыблемым храм ЕС. Ранее казалось, что выход из ЕС невозможен. Существовала иллюзия, что ЕС является союзом всеобщего процветания и благополучия, откуда никто не хочет уходить.

Но тут как гром среди ясного неба происходит выход из общеевропейского дома одного из основателей Европейского Союза, который изначально строился как дом общеевропейской интеграции, нацеленный на преодоление конфликтов и проведение общей эффективной экономической политики. Да, пока храм ЕС не разрушен, но он сильно покачнулся. Сейчас в ЕС боятся, что примеру Великобритании могут последовать и другие старые члены Евросоюза. В Европе с ужасом осознали, что, если Британия без брюссельской бюрократии станет жить лучше, это запустит процесс выхода других стран из ЕС.

В Восточной Европе также царит растерянность. Восточноевропейские и прибалтийские страны ожидали от своего вступления в ЕС просто благополучия, а теперь их надежда на светлое будущее под общеевропейской крышей может оказаться под вопросом, так как сам Союз сейчас переживает сильнейший кризис. Понятно, что дальнейшего расширения ЕС не будет. После выхода Великобритании Молдавия и Украина в ЕС не попадут. У Союза уже не останется для их принятия ни силы, ни политической воли, а это сильно ударит по сознанию европейцев, которые полагали, что Евросоюз может расширяться до бесконечности.

Сейчас Европа находится в состоянии паники, но катастрофы тем не менее не будет. У ЕС существует четкий план на будущее: продолжать дальнейшее усиление интеграции в рамках Евросоюза, только теперь уже без Британии. Но еще раз подчеркну, что выход Британии из ЕС является мощнейшим психологическим ударом по самосознанию европейцев. Он зародил в сердцах европейцев зерно сомнения. После выхода Великобритании из Евросоюза формат и парадигма российско-европейских отношений, конечно же, изменятся. Теперь Европа становится геополитической площадкой, на которой будет уже два полюса: континентальная Европа и достаточно мощная Великобритания. Поэтому Россия может заново выстраивать свою западную политику. Отмечу, что у Британии после выхода из ЕС пропадут обязательства по соблюдению санкционного режима в отношении России. Многое будет зависеть от того, кто станет новым премьером этой страны.

 

Мнение

Что скажет парламент

Дмитрий Офицеров-Бельский, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики":

- Я не думаю, что Британия и в самом деле собирается выйти из ЕС, хотя ушедший в отставку премьер Дэвид Кэмерон пришел к власти в том числе благодаря своей антиевропейской риторике. У Кэмерона есть основания не любить Брюссель и тем более Берлин с тех пор, как канцлер ФРГ Ангела Меркель фактически своим единоличным решением сделала главой Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Это вызвало в Англии большой скандал и серьезные обиды на такую позицию Германии. Соответственно, возросли антиевропейские настроения.

Решение о выходе из ЕС должен утвердить британский парламент. У консерваторов большинство в парламенте, но они тоже не едины в вопросе сохранения британского членства в ЕС. В частности, Борис Джонсон, бывший мэр Лондона, как раз настаивает на том, чтобы Британия покинула единую Европу.

Однако я не уверен, что он делает это абсолютно искренне, учитывая его достаточно добрые личные отношения с Кэмероном и то, что они всегда работали в политике в единой связке. Консерваторы решили держать яйца в разных корзинах, то есть возглавить борьбу за европейское членство Британии и за то, чтобы покинуть ЕС. Движение, которое возглавляет Борис Джонсон, является не единственной формацией представителей евроскептиков, но именно они возглавили этот процесс, получили финансовую поддержку для проведения агитации и помешали более радикальным силам развернуть свою пропаганду в ходе кампании. Я полагаю, что это была попытка минимизации риска выхода из ЕС. Может ли официальный Лондон проигнорировать волеизъявление народа? Это возможно. Сторонники того, чтобы остаться в ЕС, а это прежде всего лейбористы, являются лидерами в тех городских округах, в которых население проголосовало за выход из Евросоюза. Люди, которые голосуют за тори, то есть люди с хорошим уровнем достатка, с высоким уровнем образования, судя по экзитполам, как раз демонстрируют большую лояльность ЕС. Сейчас внимание переключится на выборы нового премьера. Есть еще один момент, чисто тактический, касающийся переговоров с Европой. Европейцы обескуражены - они ожидали, что британцы могут проголосовать за выход из ЕС, но как быть с таким решением, они на самом деле не знают. Для Британии сейчас важно извлечь из этой ситуации как можно больше выгоды. Кэмерон, поскольку он уходит в отставку, способен взять паузу и не делать никаких заявлений, которые будут его связывать в будущем. Он может спокойно и неторопливо искать с европейцами модус операнди - по сути дела, вырабатывать некий план действий для того, чтобы все же сохранить членство Британии в ЕС.

Подготовили Надежда Ермолаева, Ариадна Рокоссовская