Встреча глав внешнеполитических ведомств стран - основательниц Евросоюза - Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции, которая состоялась в Берлине, была посвящена стратегической концепции обновления единой Европы. В ее основе лежит принципиально новый подход участия государств ЕС в интеграционных процессах - так называемый "гибкий союз", основанный на добровольности, а не на принуждении со стороны Брюсселя. Впрочем, к чему в конечном итоге привела такая проявленная руководством единой Европы гибкость в отношении Британии, можно судить по результатам состоявшегося плебисцита... Однако "отцов-основателей" Евросоюза в вопросах реформирования поджимает время - газета "Вашингтон пост" называет как минимум шесть стран, чье население в случае проведения референдума с высокой вероятностью проголосует за выход из состава единой Европы. Это Швеция, которая отказалась от ввода евро и считает себя скандинавским эквивалентом Британии. Это Дания, где путем всенародного голосования решили не передавать ЕС дополнительные полномочия. Это страдающая от долгового кризиса Греция, раздраженные ростом числа беженцев и исламизацией Нидерланды и Венгрия, а также весьма критично настроенная к деятельности европейских институтов Франция. В этот же список можно внести Финляндию, где собирают подписи под петицией с требованием провести в стране плебисцит, аналогичный британскому.
Не меньшие страсти кипят и на самом Альбионе. Кабинет министров Шотландии одобрил подготовку к новому референдуму о выходе из состава Британии на том основании, что большинство шотландцев проголосовали против "брексита". Призывы к выходу из состава Британии звучат в Северной Ирландии, где хотели бы провести референдум об объединении с Ирландией. Жители Лондона, в большинстве своем выступавшие против выхода из ЕС, также решили объявить о независимости столицы от Британии - петиция на этот счет собрала более 150 тысяч подписей.
Удастся ли "якорным" странам единой Европы реформировать Союз до того, как тот распадется на множество мелких союзиков, размоется по национальным квартирам? Процесс этот уже начался - Польша решила провести собственную встречу глав МИД стран ЕС, которых не пригласил в Берлин министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Повестка переговоров в Варшаве имеет явное сходство с немецкой: как единой Европе функционировать в сложившейся ситуации и какую модель переговоров с Британией следует выбрать. Власти Польши считают, что поводов для ускоренного расставания с Лондоном нет. Эти заявления официальной Варшавы вступают в явное противоречие с ранее прозвучавшими пожеланиями главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Тот, напротив, выступил за немедленное начало переговоров об условиях выхода Британии из Союза: "мы разводимся не как друзья, но этот роман с самого начала не был страстным". Впрочем, у польских властей в их желании потянуть с реализацией "брексита" есть собственные политические интересы - в Британии работают десятки тысяч поляков, которые в случае выхода Альбиона из ЕС будут вынуждены вернуться на родину и пополнить число безработных.
Пока же предполагаемая стратегия "развода", а в том, что он состоится, европейские лидеры не сомневаются, сводится к попытке избежать "периода неопределенности" между Евросоюзом и Британией. По сведениям немецкой Handelsblatt, переговоры о выходе из ЕС займут два года и будут "конструктивными". В итоге, как считает издание, Британия получит статус "ассоциированного партнера Евросоюза", что не означает автоматического доступа британских кампаний на внутренний рынок ЕС. Так что на бизнес, как обычно, Альбиону рассчитывать не стоит: Париж и Берлин стремятся исключить в будущем повторение ситуации, которая привела к британскому плебисциту. Франция и Германия подготовили совместную инициативу по развитию Евросоюза, которая придаст ему больше гибкости. Один из ключевых принципов этой инициативы - добровольность при участии в интеграционных проектах - уже был озвучен.
Однако соцопросы показывают, что даже в Германии число недовольных тем, как идут дела в единой Европе, достигло 70 процентов. Каждый третий немец выступает за проведение в стране референдума о членстве в ЕС: ведь по подсчетам местных СМИ после ухода Британии взносы Берлина в бюджет Содружества могут вырасти на три миллиарда евро в год.