Информатизация активно вытесняет людские ресурсы. Начинается сокращение персонала. Как рассказали "РГ" эксперты, в конце мая, компания Foxconn, которая является одним из крупнейших в мире производителей электроники и главным производственным партнером Apple, сократила 60 тысяч сотрудников и заменила их на роботов. "Компании в будущем станут экономить средства, используя одного квалифицированного профессионала, умеющего следить за программным обеспечением робототехники, контролировать как производственные, так и экономические процессы", - считает сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com Алексей Гидирим.
За последние семь лет средний коэффициент использования промышленных роботов увеличился более чем на 150 процентов. Такие данные приводят Георг Граец из университета Упсала и Гай Майклс из Лондонской школы экономики в исследовании "Роботы на производстве", где рассмотрены экономические эффекты использования промышленных роботов в 17 странах.
Замечено активное проникновение робототехники в рабочие процессы, где требуется монотонная, но точная работа, и где внимание человека быстро рассеивается и велик риск ошибок.
Это сборочные производства, обработка документации, наблюдение и мониторинг. Там роботы уже активно применяются, но функция принятия решений все равно остается за человеком, рассказали нам в "Сервионике".
По мнению исследователей "Сколково", в ближайшем времени благодаря ИТ исчезнут копирайтеры, вахтеры и консьержи, машинисты метрополитена, почтальоны, логисты, фасовщики и прорабы. В основном лишатся работы представители профессий, оказывающие стандартизированные услуги. "Профессия водителя исчезнет, так как управление автомобилем (как личным, так и коммерческим) полностью перейдет на автопилотное, - рассуждает Алексей Гидирим. - Мало того, управление автомобилем человеком будет считаться небезопасным".
Между тем, как рассказал "РГ" глава компании Cognitive Technologies Андрей Черногоров, внедрение беспилотных автомобилей в транспортную систему - это не только и не столько замена живых водителей, сколько оптимизация затрат на дорожную инфраструктуру. Технологически беспилотный автомобиль, неукоснительно соблюдая запрограммированный скоростной режим, сможет экономить не менее 15 процентов топлива в поездке.
- Замена юристов и делопроизводителей тоже уже происходит, - считает исполнительный директор "Конструктор документов FreshDoc.ru" Андрей Тушов. По его мнению, подобные решения ценны не тем, что позволят нанимать меньше сотрудников, главной пользой остается возможность разгрузить высококвалифицированных специалистов от рутины, позволив им сконцентрироваться на креативных, непосильных для машины задачах.
А ИТ в торговле изменят саму цепочку коммуникации между производителем, продавцом и покупателем. Смартфон со специальным мобильным приложением станет для потребителя одним из главных помощников в покупке и превратится в персонального ассистента, анализирующего все его персональные пожелания и предпочтения. Например, для покупки костюма можно будет использовать приложение, которое снимет ключевые мерки, подберет ткань и фасон и само отправит заказ на фабрику. Таким образом, из цепочки исключаются консультанты в офлайн-магазинах, за ними подспудно - персонал, обслуживающий офлайн-точку продаж (уборщики, электрики) и далее по списку. Вплоть до снижения спроса на услуги по строительству новых торговых площадей (зачем новые ТЦ, если весь шопинг переместится в Интернет и для работы нужен будет лишь склад, служба доставки и торговый сайт).
- Другим примером проникновения технологий в рабочий процесс может служить появление целой категории мобильных работников, когда многие задачи решаются с помощью устройств, в независимости от того, где находится сотрудник, - рассказал "РГ" вице-президент, генеральный директор Fujitsu в России и СНГ Виталий Фридлянд. Он уверен, что информатизация не является конкурентом людским ресурсам, а, напротив, открывает новые возможности для повышения качества труда, оптимизации затрат и обеспечения технологических прорывов в новых областях.