26.06.2016 21:35
    Поделиться

    В России сократилась выручка коммерческих дата-центров

    Сегодня компании, чей бизнес напрямую зависит от информационных технологий, переориентируются на собственные центры обработки данных (ЦОД). Из-за этого последнее время наблюдается отток клиентов коммерческих дата-центров. Рост их доходов замедляется.

    Об этом свидетельствуют и данные аналитиков iKS-Consulting. По их оценкам, в 2015 году суммарная выручка поставщиков услуг дата-центров в РФ достигла 13,9 миллиарда рублей, что на 16 процентов больше, чем годом ранее. Но в 2014 году темпы роста измерялись 28 процентами.

    В американской валюте объем рынка сократился на 18 процентов в 2015 году - до 205,4 миллиона долларов. Очевидно, что различия в рублевой и долларовой динамике обусловлено экономическим кризисом и последовавшим за ним резким падением рубля (см. диаграмму).

    Сейчас в России насчитывается 93 поставщика услуг собственных дата-центров. В разные годы в стране были введены в эксплуатацию 196 площадок, отмечается в исследовании iKS-Consulting.

    По словам экспертов отрасли, есть несколько тенденций на рынке ЦОД: цены на традиционные услуги зафиксировались, рынок продавца стал рынком покупателя и возникла потребность в услугах на базе программно-определяемых инфраструктур. Кроме того, происходит слияние и поглощение, санация дата-центров.

    "Действительно, скачки валют привели к тому, что рынок коммерческих дата-центров превратился из "рынка продавца" в "рынок покупателя", - подтвердил директор Центра сетевых решений компании "Инфосистемы Джет" Сергей Андронов. - Раньше, когда основными услугами дата-центров были услуги аренды физической инфраструктуры либо размещения оборудования заказчика на площадке провайдера, физических ресурсов постоянно не хватало. Владельцы ЦОД строили новые площадки и побуждали заказчиков инвестировать в новые стройки. Если ресурс требовался заказчику срочно, провайдер мог продать ему "то, что есть, и по той цене, какую сочтет нужной". По словам эксперта, теперь же заказчик перестал инвестировать в новую стройку - предложений достаточно, конкуренция высокая, и заказчику проще прийти "на готовое", к тому же есть возможность выбирать.

    Рублевые цены на традиционные услуги дата-центров остались прежними, то есть фактически они зафиксированы, но в валютном эквиваленте они упали. "Поднять цену коммерческий дата-центр не может, потому что клиент уйдет к конкуренту", - пояснил Сергей Андронов.

    Еще одна новая тенденция - переход коммерческих ЦОД от традиционных услуг предоставления физических ресурсов к предоставлению ИТ-сервисов на базе виртуализированной инфраструктуры, то есть сервисов из облака. "Они позволяют бизнесу гибко реагировать на изменения на рынке, оперативно добавлять или сокращать вычислительные мощности и при необходимости пользоваться дополнительными услугами, - пояснил региональный директор Linxdatacenter Москва Михаил Ветров. - Кроме того, используя облачные решения, компании сокращают расходы на физическое оборудование, что особенно важно в условиях кризиса".

    Также растет спрос на ИТ-аутсорсинг услуг, связанных с развертыванием и обслуживанием информационных систем для заказчика. Цены на эти услуги жестко не фиксированы, а у провайдера есть шанс выделиться на фоне конкурентов новаторскими предложениями и качеством.

    По словам Сергея Андронова, тенденция слияния и поглощения, санации дата-центров является сегодня общемировой: "малым игрокам сложнее приспосабливаться к новым трендам и удерживать высокую планку качества. Инфраструктура консолидированных корпоративных ЦОД оптимизируется, наборы услуг и правила эксплуатации унифицируются".

    В сложившейся экономической ситуации многие предприятия стараются максимально сократить расходы, в том числе в ИТ. "Однако для некоторых сфер бизнеса, например интернет-торговли, использование передовых технологий является единственной возможностью отвечать требованиям рынка и удовлетворять потребности клиентов, - заметил Михаил Ветров. - Для таких компаний приоритетней сосредоточиться на инвестициях в ИТ, сокращая бюджеты других направлений". По его мнению, для оптимизации расходов на физические серверы часть элементов ИТ-инфраструктуры может быть виртуализирована или отдана на аутсорсинг провайдерам ЦОД. "Но крайне нежелательно экономить на безопасности и отказоустойчивости: если данные компании будут потеряны или станут доступны третьим лицам, это может привести к серьезным осложнениям и плохо скажется на репутации", - предостерег эксперт.

    Помимо сокращения бюджетов сегодня компании динамично меняют бизнес-планы - открывают новые направления, меняют приоритеты, вводят новые услуги для своих клиентов. Поэтому бизнес не готов ждать месяцы и годы, пока корпоративная ИТ-инфраструктура подготовится к изменениям, ИТ-сервисы для поддержки новых направлений и услуг нужны "здесь и сейчас".

    "Все это стимулирует спрос на услуги программно-определяемых ЦОД (Software Defined Data Center - SDDC). SDDC позволяет буквально "на лету" создавать новые ИТ-услуги, конфигурировать их в соответствии с текущими потребностями бизнеса и предоставлять по облачной модели. Поэтому провайдеры SDDC, несомненно, получают преимущества на рынке коммерческих ЦОД", - считает Сергей Андронов.

    В целом эксперты прогнозируют, что с точки зрения строительства новых ЦОД развития рынка будет слабым. Маржинальность традиционных услуг ЦОД, то есть предоставления физической инфраструктуры, будет падать. "Но с точки зрения внутренней перестройки дата-центров, появления новых услуг SDDC изменения грядут колоссальные - мы можем ожидать скачкообразного роста рынка ИТ-услуг на базе виртуализированных инфраструктур, предоставляемых по облачной модели. Рост доходов от таких услуг с лихвой покроет снижение дохода от традиционных услуг", - уверен Андронов.

    Поделиться