Первыми фрилансерами стали люди творческих профессий - художники, журналисты, фотографы, сценаристы. Позже их ряды пополнили дизайнеры, архитекторы и работники сферы образования - репетиторы и учителя. Третью волну оседлали люди из сферы услуг - всевозможные строители, няни, сиделки, парикмахеры, визажисты, фитнес-тренеры, инструкторы по йоге и, конечно же, "мужья на час".
"В начале 2000-х российский работник сферы фриланса представлял сoбой интеллектуально развитого специалиста, имеющего большой опыт работы в нескольких компаниях и как минимум одно высшее образование. Начать новые проекты таким людям позволяли рекомендации заказчиков или друзей. Ко второй группе относились студенты, которые брали различные подработки, не требующие высокой квалификации от исполнителя, - отмечает Алексей Гидирим, сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com. - Кризис освободил большое количество представителей рабочих профессий: мастеров, электриков, сантехников, курьеров и уборщиков. С проблемами занятости этих людей не могут справиться стандартные способы поиска работы (службы занятости населения, Интернет и СМИ, а также рекомендации родственников и знакомых), поэтому они пополняют ряды фрилансеров".
Огромное влияние на рынок труда как в России, так и в мире оказали быстро развивающиеся IT-технологии. Благодаря им количество фрилансеров резко выросло, а их структура поменялась. Если совсем недавно фрилансером не было принято называть представителей низко- и среднеквалифицированных кадров и рабочих профессий, то сегодня фриланс получает все большее распространение во всех профессиональных нишах.
Революцию на рынках труда по всему миру совершил приход цифровых платформ услуг. Например, в США для решения проблем по обеспечению работой среднеквалифицированных специалистов, а также работников физического труда были созданы такие сервисы-агрегаторы услуг, как Thumbtack, TaskRabbit, Homeadvisor и другие. В России доски объявлений и печатные предложения услуг на листовках в поезде, переместившиеся в Интернет, освободили огромную нишу для таких платформ.
Цифровые платформы помогают найти себя всем, кто потерял работу, а также тем, кто находится по другую сторону баррикады. "Сервис упростил жизнь людям среднего класса. Раньше, когда им была нужна няня, они ночами расклеивали объявления на подъездах или пытались найти нянь через газеты или сайты бесплатных объявлений. Теперь всем очевидно, что специализированный интернет-сервис использовать легче и дешевле из-за экономии времени и удобства подбора", - добавляет Михаил Сорокин, генеральный директор "Помогатель.ру".
В результате экономическая активность населения и количество рабочих часов растут. Такие платформы, как Freelance.ru, Fl.ru, Profi.ru, Freelancejob.ru, 24freelance.net, YouDo.com, Pomogatel.ru, Freelancer.com, TaskRabbit.com, Freelancer.com и другие, помогают реализовать себя профессионально тем, кто по каким-либо причинам не может трудиться на штатных должностях: студентам, пенсионерам, женщинам в декрете. Также они дают дополнительный заработок тем, кто готов и может совмещать фриланс с основным местом работы. "А опытные специалисты, имеющие высокую квалификацию, получают возможность образовывать определенные бизнес-группы в рамках собственных многоуровневых проектов, что, в свою очередь, стимулирует развитие микропредпринимательства", - добавляет Алексей Гидирим.
По мнению Линды Граттон, известного футуролога по рынку работы, уже в ближайшие годы многие направления бизнеса полностью перейдут на фриланс и использование сервисов онлайн-услуг. Исследователи McKinsey говорят о том, что уже к 2025 году цифровые платформы по всему миру принесут до 2,7 триллиона долларов к общемировому ВВП и сформируют более 72 миллионов очно-эквивалентных рабочих мест. Более 540 миллионов человек в мире получат новые профессиональные возможности, что повысит глобальную занятость.
Начинающим фрилансерам стоит разместить анкету сразу на нескольких сайтах. Кроме того, не стоит относиться к ее заполнению формально. Именно по ней заказчик судит об исполнителе. "Работники делают две частые ошибки. Первое - это шаблонные тексты, никак не показывающие их уникальный опыт и навыки. Второе - неудачная фотография, - отмечает Михаил Сорокин. - Часто работники, особенно женщины, публикуют в рабочем профиле свою самую красивую фотографию, и в этом нет ничего плохого, кроме того, что одежда, стиль или фон (например, на курорте), не уместны в деловом формате". Отсутствие фотографии - это тоже огромный минус, так как большинство нанимателей хотят знать, как выглядит человек, с которым они планируют начать переписку или общение.