Нет ничего труднее, чем ставить на сцене литературное произведение, телепостановку по которому в 1979 году смотрела вся страна. Впрочем, у Ростовского академического театра драмы имени Горького дерзости в этом плане не занимать. Чего стоил нашумевший "Тихий Дон", смело сыгранный после стольких и кино- и театральных постановок! И ничего, победил, завоевал и признание, и высокие оценки, и награды.
Прошел всего год - и новая громкая премьера, аккурат в день рождения театра. Обставили ее по-цыгански ярко. Перед входом раскинулся пестрый цыганский шатер, а для зрителей объявили дресс-код, что-либо цыганское в наряде: шляпа ли, цветастая шаль, броские украшения, развевающаяся юбка, бахрома. Для самых стильных был объявлен конкурс "Цыгане XXI века". Так что премьера стала ярким и жарким праздником.
Сложную историю взаимоотношений Будулая и Клавдии создатели спектакля позиционировали как степную сагу о любви. Но вторая главная тема - война. События в романе развиваются спустя всего 17 лет после боев, когда дрожит еще нерв войны и звучит реквием по убитым, покалеченным, недожившим. Высокий, сильный мужчина бредет по залитой солнцем степи, едва цепляясь за жизнь, изломанную трагедией. Где-то в этих местах погибла его жена - на кибитку, где она сидела с младенцем на руках, немецкий солдат направил свой танк. Оглушительный скрежет перемалывающих хрупкую кибитку гусениц. Как пережить эту потерю, есть ли вообще смысл жить дальше? Но человек всегда имеет право на счастье.
В отличие от "Тихого Дона", где преобладали страсти, "Цыган" получился более тихой, поэтичной и, пожалуй, метафоричной историей. Будулая играет Александр Волженский, пришедший из молодежного театра и сразу достойно справившийся с главной ролью в "Чемоданчике" Полякова. Клавдии Пухляковой две - Елена Климанова и Кристина Гаврюкова.
- В нашей саге звучит очень хорошая музыка - особенно проникновенна тема любви. Композитор, лауреат премий ТЭФИ и "Ника" Алексей Шелыгин изначально очень переживал, что переиграть изумительную музыку Зубкова (кстати, дончанина, слишком рано ушедшего из жизни), который написал музыку к фильму, очень сложно. И Шалыгин серьезно был настроен писать антимузыку, совершенно иначе трактовать тему, - рассказал "РГ" художественный руководитель театра Александр Пудин. - Но в итоге антимузыки, к счастью, я в спектакле не слышу. Получилась нежная, лиричная и проникновенная настолько, что помогает раскрывать чувства героев и чувствовать эти чувства.
В отличие от киноверсии, когда зритель следит за перипетиями отношений Будулая и Клавдии, словно читая роман, театральная постановка более метафорична. Символ цыганской жизни - колесо. Образ колеса, подчеркнутого художником-постановщиком Герасименко, пронизывает весь спектакль - колеса, ломающего судьбы, колеса, весело кружащего по жизни, колеса, переезжающего через человека...
Напитаться донским колоритом вся актерская группа специально ездила в Пухляковку, на родину Анатолия Калинина, в те места, где снимался одноименный фильм. В планах худрука - устроить там ландшафтный спектакль, на фоне Дона, живого, чудесного. Не обязательно в августе, когда будет столетие писателя: "Я вообще противник датских событий, - говорит Пудин. - Откатаем, посмотрим восприятие. И только потом вынесем на суд самого строгого зрителя, жителей Пухляковки".
Режиссер-постановщик - лауреат "Золотой маски" Геннадий Шапошников. С ним у Александра Пудина большие планы, связанные с произведениями донских писателей в рамках традиционного классического театра. Там есть место Виталию Закруткину, Александру Солженицыну. Это все впереди.
Справка "РГ"
23 июня 1863 года впервые поднялся занавес первого в Ростове городского театра. Названный Гайрабетовским, по фамилии одного из его учредителей, он дал городу первую сезонную труппу, а затем и первую стационарную, на его сцене играли Михаил Щепкин, Айра Олдридж. Спустя 20 лет, в 1883 году, в Ростове появилось первое каменное здание театра - Асмоловского, и с тех пор город стал по-настоящему театральным, в нем появлялось все больше театров. На сцене Асмоловского театра шла почти вся русская драматическая классика в талантливой постановке Синельникова, Собольщикова-Самарина, Марджанова, Далматова, Вульф и многих других. После пожара в 1920 году, уничтожившего Асмоловский театр, труппа его переехала в здание Машонкинского театра, где проработала 15 лет, до постройки и открытия в 1935 году современного здания драматического театра, получившего имя Максима Горького. На сцене нового театра в разные годы блистали Юрий Завадский, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Сергей Бондарчук, Вероника Полонская, Петр Лобода, Зинаида Зорич, Григорий Леондор, Юрий Левицкий, Виллиан Шатуновский, Юрий Кольцов, Юрий Еремин, Аристарх и Игорь Ливановы, Михаил Бушнов, Николай Сорокин, Владислав Ветров и многие-многие другие. Каждый оставил в театре часть себя, своей души, полной дерзновенных творческих порывов и искреннего служения искусству.
Коллектив Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького стал лауреатом правительственной премии имени Федора Волкова. Она присуждается за вклад в развитие российского театрального искусства.