27.06.2016 21:03
    Поделиться

    РПЦ выработает свою позицию по отношению к решениям Критского собора

    Закончился собор на Крите - собрание церквей, планирующееся как Всеправославный собор, но в процессе подготовки утратившее этот принципиальный статус. Русская православная церковь заявила, что внимательно изучит решения критского собрания и ясно обозначит свою позицию по отношению к ним.

    Документы собора на Крите будут подвергнуты внимательному изучению. Как будет проходить анализ решений собора - сквозь призму богословских вопросов, с учетом церковно-политических отношений, мнений всех епископов - всю процедуру обсуждения определит ожидаемый в июле Священный синод. Всего скорее он не подведет итоги, а только начнет обсуждение критских решений.

    Послания собора на Крите уже можно почитать в Интернете. Кому-то они кажутся интересными, кого-то разочаровывают. Некоторые эксперты отмечают, что подчеркивание участниками собора того, что факт его созыва важнее, чем его решения, является своего рода вежливой формой признания, что итоговые документы получились слабенькие. Итоги для "РГ" комментирует заместитель главы ОВЦС, протоиерей Николай Балашов.

    - Неучастие Русской церкви в соборе на Крите принесло больше плюсов или минусов?

    Протоиерей Николай Балашов: Трудно рассуждать об этом в категориях "плюсов" и "минусов". Русская православная церковь приняла решение не участвовать в соборе, руководствуясь весьма серьезными мотивами, которые исчерпывающим образом изложены в двух опубликованных документах Священного синода. Если бы речь шла о том, что у нас есть ряд возможностей и надо выбрать, как лучше поступить с точки зрения каких-то практических интересов - это одно дело. Но здесь был вопрос принципиального характера. Русская церковь еще в феврале на Архиерейском соборе ясно указала, что считает невозможным созыв Всеправославного собора при неучастии в нем хотя бы одной православной церкви.

    Так что, я убежден, Священный синод, принимая решение о нашем неучастии в соборе на Крите, руководствовался при этом не какими-то конъюнктурными и прагматическими соображениями - где больше плюсов и минусов, а своим пониманием церковной правды, от которой нельзя отступать. Мы не стали делать вид, что можем проигнорировать то, что Антиохийская церковь не подписала решение о созыве собора. Мы с самого начала говорили, что для того, чтобы собор стал реальностью, необходима большая и очень напряженная работа, которая бы обеспечила участие в нем всех церквей. Такой работы проделано не было. И когда некоторые церкви решили не участвовать, то у Русской церкви оставался лишь один выбор. Мы последовательно отстаиваем принцип общеправославного консенсуса, понимаемого как согласие всех поместных православных церквей. Это для нас не вопрос конъюнктурной политики. Это вопрос принципиального характера.

    Поделиться