Регионы Центральной России улучшили инвестиционный климат

Презентация ежегодного Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации состоялась на Петербургском международном экономическом форуме и оказалась одним из его важнейших событий. Достаточно сказать, что итоговых карточек с волнением ждали 50 губернаторов, лично присутствовавших в огромном конференц-зале.

Этот рейтинг составляется с 2014 года и становится не только механизмом обоснованной оценки деятельности региональных властей, но и мощным стимулом для совершенствования их работы.

- Опрос представителей бизнеса проводился ВЦИОМом по данным, предоставленным крупнейшими деловыми объединениями, - пояснил член экспертного совета Национального рейтинга Дмитрий Ягодкин. - В общей сложности в нем приняли участие около 400 тысяч предпринимателей из 81 региона (за рамками остались Ненецкий АО, Чукотский АО, Республика Крым и Севастополь). Выборка более чем достаточная - примерно восемь процентов от общего числа. Методика расчета рейтинга не менялась, поскольку в данном случае важна преемственность: зная, как изменились за год показатели региона, можно принять управленческие решения по исправлению или дальнейшему улучшению инвестиционного климата. На презентации были названы 20 ведущих регионов, информацию об остальных передали губернаторам. Оглашать ли ее сейчас - их дело, но подведение окончательных итогов Национального рейтинга намечено на осень, в рамках Сочинского экономического форума.

Первое место в рейтинге, как и год назад, занял Татарстан, однако и Центральная Россия продемонстрировала очень хорошие результаты. Достаточно сказать, что восемь из 18 регионов вошли в топ-20: Белгородская (второе место), Калужская (третье), Тульская (четвертое), Владимирская (восьмое), Орловская (13-е), Липецкая (16-е), Тамбовская (19-е) области и Москва (десятое). Результаты существенно отличаются от прошлогоднего рейтинга, и практически все эксперты отметили усиление конкуренции между субъектами Федерации - добиться высоких показателей стало сложнее. Кроме того, по результатам прошлогоднего рейтинга Агентство стратегических исследований разработало образовательную программу, представляющую собой обмен лучшими практиками, что позволило региональным командам не нащупывать верный путь, а оперативно воспользоваться успешным опытом соседей.

- Высокий рейтинг ряда областей ЦФО был вполне предсказуем, - отмечает вице-президент "Деловой России", член экспертного совета Национального рейтинга Илья Семин. - Белгород, Калуга и Тула - настоящие лидеры, и не только в федеральном округе, но и в целом по стране. Фактически они являются "донорами" лучших практик: например, Белгород обладает лучшим опытом по внедрению проектного управления в органах государственной власти, Тула - по привлечению инвестиций, в Калужской - лучшая корпорация развития региона. Такой опыт можно и нужно тиражировать, и этот процесс уже помог ряду регионов.

Улучшить свой рейтинг по сравнению с прошлым годом смогли десять регионов ЦФО, и многие - очень существенно. Например, Владимирская область поднялась с 18 места на восьмое, Липецкая - с 34 на 16-е, а Рязанская взлетела сразу на 32 ступеньки.

Усилилась конкуренция между регионами, результатом чего стал целый букет лучших практик

Эксперты считают, что ухудшение макроэкономической ситуации в стране на рейтинг инвестиционной привлекательности существенно не повлияло. Такой показатель, как "доступность финансовых ресурсов", разумеется, испытал на себе негативные перемены - эта проблема, по мнению предпринимателей, является в настоящее время одной из самых болезненных. При этом она носит общий характер, свойственна всем регионам, и итоговые результаты позволяют объективно оценивать работу управленческих команд.

- Для меня очень важен такой косвенный показатель: предприниматели называют "мамой" нашего заместителя министра экономического развития, отвечающего за развитие малого бизнеса и инновации, - сказал на презентации губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. - Зря ведь не скажут! При этом мы сегодня подводим итоги работы региональных и муниципальных властей, забывая, что на нашей территории работает огромное количество федеральных структур и на некоторые мы можем влиять только условно. К сожалению, в опросе об источниках коррупции предприниматели поставили правоохранительную систему на первое место. Это очень плохо.

Подводя итоги рейтинга, помощник президента Андрей Белоусов отметил, что предприниматели стали более требовательными - особенно к контрольно-надзорной деятельности, коррупции и состоянию дорог. Усилилась конкуренция между регионами, разрыв между первой тройкой и четвертым-пятым местом практически незаметен, результатом чего стал целый букет лучших практик. Наряду с этим большая часть территорий особых успехов не демонстрирует, и, несмотря на создание проектных офисов, знаковая и заметная работа началась далеко не везде. Эта проблема осенью станет предметом обсуждения на самом высоком уровне, и глава государства уже пообещал, что наряду с поощрением лучших будут приняты серьезные решения, в том числе и кадровые, в отношении отстающих.

- Губернаторы играют ключевые роли, - убежден Илья Семин. - Их задача - сформировать управленческую команду, настроить ее на работу и определить ясную цель. Между работой этой команды - регионального проектного офиса - и рейтингом инвестиционной привлекательности территории существует прямая зависимость.

Положительные перемены продемонстрировали не все регионы ЦФО. Так, ухудшились показатели Курской и Костромской областей, которые год назад входили в топ-20, а теперь "двадцатку" покинули. Тверская и Смоленская области оказались в самой нижней части Национального рейтинга. Но если первая свое местоположение по сравнению с прошлым годом практически не изменила, то вторая опустилась сразу на 20 позиций, достигнув предпоследней ступеньки!

Кстати, год назад 15 представителей бизнес-сообщества Смоленщины, обиженные 60 местом в рейтинге, обратились к руководителю Агентства стратегических исследований Андрею Никитину с письмом, в котором выразили недоверие этому результату и высоко оценили ключевые показатели социально-экономического развития родного региона. Через год, когда многие соседи совершили решительный рывок вперед, результаты области оказались гораздо ниже. Вот только в этом году никто из губернаторов уже не спорит с тем, что Национальный рейтинг - в отличие от множества других - не результат политического сговора, а достаточно объективная оценка положения дел. На презентации много говорилось об обучении чиновников - процессе, в который, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, должны быть вовлечены все госслужащие. Наверное, отстающим стоит научиться в первую очередь объективному восприятию действительности.