Вопрос активного внедрения услуг автопарка скорой медицинской помощи на аутсорсинге сегодня поставлен на самом высоком уровне - в виде поручения президента России. Согласно этому документу, минздраву и минэкономразвития РФ необходимо провести анализ бизнес-моделей по передаче частным компаниям транспортных и других услуг для неотложной медпомощи.
По данным минздрава, в этом году на обновление парка машин "скорой помощи" понадобится не менее 3,5 миллиарда рублей. Деньги из резервного фонда выделены, однако этой суммы крайне мало. Ежегодно парк необходимо обновлять хотя бы на 20 процентов, но регионам в нынешней экономической ситуации таких затрат не потянуть. Тысяча новых авто с современным оборудованием обходится в три миллиарда рублей. Круглосуточно на выездах по всей России работают 15 тысяч машин. Десять тысяч - с выработанными сроками, то есть им более пяти лет. Если не обновить парк в ближайшие пару лет, есть риск, что они начнут выходить из строя. На обновление, таким образом, требуется более 30 миллиардов рублей.
Есть как минимум три пути решения проблемы. Первый - ездить на старых машинах, латать и снова ездить. Такой практики сегодня пока придерживаются в большинстве регионов. Второй - покупать новые автомобили за бюджетные деньги. Третий - частно-государственное партнерство, то есть привлечение бизнеса через услугу аутсорсинга (аренды). Для населения в рамках системы обязательного медстрахования вызов "скорой помощи" в любом случае остается бесплатным.
Опыт третьего пути уже более девяти лет реализуют в 10 регионах, среди которых Пермский край, Ульяновская, Архангельская, Вологодская области и другие. Здесь работают по принципу аутсорсинга, передавая транспортные услуги "скорой помощи" бизнесу. В Ульяновске и Пермском крае в эксплуатации 110 частных авто. В остальных субъектах - еще пятьсот. Вместо покупки новых машин станции "скорой помощи" регионы арендуют их, что обходится в десять раз дешевле. За счет эффективной системы управления, которой пока нет в госздравоохранении, частник может за меньшие деньги предоставить новую машину, купить топливо, выдать зарплату водителям.
В нынешних сложных экономических условиях не обязательно брать деньги из бюджета, можно смело внедрять аутсорсинг. Экономия в разы очевидна: за счет того, что регионы покупают не машины, а лишь транспортную услугу в пределах финансирования и выстроенной модели эффективного расходования средств. Пациентам же все равно, на какой - частной или государственной - машине "скорой помощи" их доставят в больницу. Главное, чтобы она была вовремя на месте. А поскольку автомобили новые и без перебоев работают на линии, это позволяет существенно сократить время ожидания их приезда.
Таким образом, сегодня государственно-частное партнерство не панацея, но лучший выход. Особенно сейчас оно повысит эффективность расходования средств и станет тем самым "плечом", на которое сможет опереться государство. Минздрав сэкономит на формировании инфраструктуры, бизнес получит возможность инвестировать и развиваться.