И экономисты, и социологи уверены - в настоящее время развивать международные бизнес-проекты выгодно и россиянам, и их заграничным партнерам. Для первых важно реализовать экспортный потенциал в нынешних условиях высокой стоимости иностранной валюты, а для вторых российские регионы как были, так и остались необходимым рынком сбыта и привлекательной возможностью для инвестиций. И если раньше в приграничных регионах делали акцент прежде всего на взаимоотношениях с партнерами-соседями, то сейчас на этом не останавливаются.
Председатель комитета по развитию внешних связей Курской области Виктор Гребенников отметил, что теперь в соседствующем с Украиной регионе больше внимания уделяют не приграничному, а трансграничному сотрудничеству.
- Как участники еврорегиона "Ярославна", мы подписали соглашение с партнерами из немецкого региона Шпрее-Нейсе, - сказал он. - И это сотрудничество весьма активно.
Немецкая делегация уже не раз побывала в Курской области. Примечательно, что наиболее интересными для зарубежных партнеров стали научные связи с местными вузами. Представители немецких университетов даже назвали себя "фанатами российской науки", в свою очередь, предложив собственную базу для стажировок российским студентам.
Виктор Гребенников добавил, что инвестиционный потенциал региона тоже заинтересовал бизнесменов Германии и их делегация примет участие в предстоящем Среднерусском экономическом форуме.
О том, что граница для совместных бизнес-проектов - уже не препятствие и не интегратор, заявил и представитель Смоленского госуниверситета Игорь Барановский. Он отметил, что регион является важным партнером для соседней Белоруссии, однако их интерес непосредственно к приграничным территориям постепенно снижается.
- Казалось бы, наши приграничные районы и должны быть локомотивом в этом направлении, но они занимают всего 20 процентов от экономического потенциала региона, а значит, не так уж много могут предложить соседям-белорусам, - сказал Игорь Барановский.
И эта ситуация, по его словам, вполне логична. Ведь именно приграничье развивалось хуже всего последние 20 лет. Оно выполняло функцию своеобразного барьера, территории, на которой было невыгодно что-то производить, ведь все необходимое можно купить за границей.
- Что может подтолкнуть эти районы к развитию? - задал вопрос ученый. - Безусловно, инвестиции. Но, если мы посмотрим на карту инвестиционной активности, увидим, что потенциал этих территорий слаб. Это понимают и белорусские партнеры, поэтому, когда вкладывают средства в Смоленскую область, выбирают удаленные районы.
О том, что сейчас смолянам сложно найти свою нишу на белорусском рынке, говорит и статистика. В структуре торговли региона с дружественной республикой импорт составляет 65 процентов, экспорт - всего 35. А хотелось бы наоборот.
Впрочем, о перспективах и барьерах для экспорта теперь не задумывается редкий предприниматель. Однако выстроить новые - трансграничные - связи не так просто. Директор по развитию Единого центра внешнеэкономической деятельности Владимир Пакулин отметил, что любой бизнес с зарубежными партнерами - это прежде всего обмен культурными ценностями.
- Знание менталитета людей той страны, с которой приходится работать, приносит огромную практическую пользу, - подчеркнул он. - Я, как человек, который долго сотрудничает с китайцами, могу привести несколько примеров и доказать это. Один из моих знакомых год вел переговоры с их автомобильным заводом. Были потрачены время и деньги - как раз из-за ошибок в восприятии китайского воспитания и культуры. В делах с ними необходим тотальный контроль и постоянный поиск истины. Нужно проверять все, иначе тот партнер, который назвал себя поставщиком, может запросто оказаться банальным посредником.
И именно невнимание к культуре этой страны, по мнению Владимира Пакулина, привело к тому, что российские производители только начали заходить на китайский рынок. А ведь там несколько лет подряд стремительно растет прослойка так называемого среднего класса. Эти люди готовы покупать качественные продукты питания и даже переплачивать за них.
О потребности во взаимопонимании говорят и эксперты в области трудовой миграции. Так, руководитель отдела социальной демографии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев озвучил новую тенденцию трудовой миграции. Если раньше граждане стран Центральной Азии стремились в Россию, и в настоящее время уже более 1,6 миллиона человек получили наше гражданство, то теперь, к примеру, узбекские мигранты предпочитают расселяться или работать не в центре страны, в столице, а вдоль границы с Казахстаном.
- Это показали наши исследования, и причин тому несколько, - отметил ученый. - Люди поняли, насколько так легче жить: не только зарабатывать деньги, но еще и участвовать в каких-то семейных событиях. Иначе же перед нами складывается та самая модель тупикового развития, причем не только там, откуда едут, но и там, куда приезжают. Приток мигрантов зачастую совпадает с оттоком местного населения из малых городов, и в результате молодежь из этих мест вымывается, а оставшееся население стареет, рынок труда деформируется.
Однако, по словам эксперта, есть и другая тенденция: заработав в России деньги, люди возвращаются в свою страну и создают там прекрасные условия для жизни и бизнеса.
- Жаль, что между городами, где работают мигранты, и их малой родиной, нет никаких связей, - отметил Сергей Рязанцев. - Они как будто улетают от нас в пространство, но, если мы перейдем на ту сторону границы, скажем, в Таджикистан, увидим, сколько на деньги, заработанные в России, открыто магазинов, построено домов. В одном поселке люди даже водопровод провели, объединив свои накопления. Видимо, поэтому власти тех республик, можно сказать, даже заинтересованы в экспорте трудовых ресурсов. Но мы должны понимать, что совсем скоро эти ресурсы закончатся: здоровье людей не безгранично.
И это, по мнению ученого, должно заставить российские власти изменить миграционную политику и обратить более пристальное внимание на трудовые ресурсы сопредельных государств. Так или иначе, тех же украинцев вновь назвали "лучшей демографической поддержкой для России", напомнив о схожих ценностях, характере и отсутствии непреодолимых языковых барьеров даже между жителями отдаленных от границы регионов. Эти же факторы, по мнению экспертов, должны стать основой и для различных бизнес-проектов.