- За последние годы бизнес Ростовской области так или иначе был представлен во всех регионах Беларуси. В некоторых из них делегации ростовских предпринимателей побывали неоднократно. В следующем году также намечается масштабная деловая поездка наших бизнесменов в республику, - говорит замначальника управления внешнеэкономического сотрудничества и выставочно-ярмарочной деятельности ТПП Ростовской области, директор областного центра поддержки экспорта Юрий Щекатурин.
В прошлом году губернатор Ростовской области Василий Голубев и заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин подписали в Ростове-на-Дону протокол о развитии сотрудничества на 2015-2016 годы. Документ, в частности, предусматривает активное взаимодействие в экономической, транспортной, жилищно-коммунальной и дорожной сферах.
Ростовской области особенно интересны поставки автобусов, троллейбусов, трамваев, а также коммунальной и дорожно-строительной техники, в том числе на газомоторном топливе. В свою очередь, Донской регион готов поставлять в Беларусь запчасти для магистральных электровозов, мясо индейки и утки, поделиться опытом внедрения инновационных проектов в области энергетики и помочь в модернизации энергетических объектов.
Донским аграриям белорусы готовы предоставить типовые проекты молочно-товарных ферм и племенное поголовье. Кроме того, ростовских предпринимателей интересуют прямые поставки белорусской свинины, говядины на кости и "мраморного" мяса. Например, белорусское сырье использует для производства колбас и мясных деликатесов ростовская компания "ТАВР". Белорусские компании смогут также принять участие в проектировании и возведении объектов в развивающейся левобережной части Ростова и присоединиться к строительству жилья экономкласса.
Кстати, в прошлом году был подписан договор о побратимских отношениях между Песчанокопским районом Ростовской области и Сенненским районом Витебской области Беларуси, а это уже совсем другой уровень интеграции.
- Если вы походите по Ростову, то непременно увидите белорусские троллейбусы и автобусы. В области активно используются грузовые автомобили "МАЗ". В регионе появилось много магазинов, торгующих качественными белорусскими продуктами: сыром, колбасой... Ростовчане охотно покупают белорусскую одежду. И эти поставки растут. В то же время из Ростовской области в Беларусь все больше поступает подсолнечное масло, химическая продукция и товары электротехнической промышленности, - говорит Юрий Щекатурин.
Сейчас контакты с белорусской стороной поддерживают "Ростсельмаш" и Новочеркасский электровозостроительный завод, свою продукцию в Беларусь отгружают "Юг Руси", Азовская кондитерская фабрика, "Амилко" и другие предприятия.
Кстати, созданный на базе региональной ТПП и областного правительства Центр поддержки экспорта особое внимание уделяет продвижению в Беларуси произведенной на Дону продукции. Так, например, на прошлогодней выставке в Минске потенциальных белорусских партнеров заинтересовала продукция Ростовского комбината шампанских вин.
- Договор о поставках ростовского шампанского в Беларусь уже находится в стадии подписания. Также есть предварительная договоренность об экспорте в Беларусь ростовских напольных покрытий для производственных помещений. Кроме того, донская фирма "Маяк" начала поставлять белорусским партнерам такие продукты, как каши, бобовые, горох и нут. То есть если раньше Ростовская область в основном закупала белорусские товары, то теперь ситуация изменилась, и соотношение импорта-экспорта постепенно выравнивается, - подчеркивает Юрий Щекатурин.
По данным правительства Ростовской области, доля Беларуси во внешней торговле региона составила 9%. В 2015 году отмечен рост экспорта донских товаров в Беларусь более чем на 13 процентов. Впрочем, эксперты из ростовской ТПП отмечают, что помимо отсутствия таможенных барьеров, других преимуществ у донских товаров в Беларуси нет. Там уже сложился свой рынок с высоким уровнем конкуренции и поддержкой собственных производителей. Войти туда новичку непросто, и продвигать товары из Ростовской области в республике можно только за счет высокого качества продукции. Впрочем, тот же принцип действует и в обратном направлении.