Ни одному из моногородов Среднего Урала менеджер пока не назначен, но власти уже озадачились разработкой модели взаимодействия инвестора и службы занятости. Об этом рассказывает директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов.
Дмитрий Алексеевич, насколько сложное сегодня положение у регионального рынка труда?
Дмитрий Антонов: Уровень зарегистрированной безработицы колеблется в пределах 1,6-1,7. Коэффициент напряженности на рынке труда - 1,2. На середину июня официально числились безработными 37 418 человек при 34 000 вакансий. Если сравнивать с 2008-2009 годами, то ситуация кардинально не ухудшилась. Тогда, напомню, в начале кризиса уровень регистрируемой безработицы составлял 1,08 (26 тысяч безработных), в разгар - 3,96 (почти 96 тысяч).
Проблемы с трудоустройством, как правило, испытывает население не только в моногородах, но и в муниципалитетах, удаленных от крупных промышленных центров, а также в селах. Непросто, допустим, в Североуральске, Карпинске, Красноуральске, Ирбите, Шале, Слободотуринском, Байкаловском районах. Особенность этих территорий - сезонный фактор безработицы: летом люди работают, зимой получают господдержку.
Какого инвестора мы ждем, и как выстроить стратегию работы с ним?
Дмитрий Антонов: Не всякий инвестпроект годится для всякого города. У нас был случай, когда иностранные бизнесмены предлагали построить в одном из муниципалитетов завод по сборке электротехники. При этом рабочим обещали платить только по 11 тысяч рублей.
Выстраивать стратегию надо с точки зрения имеющегося кадрового потенциала региона. Составляя инвестплан для муниципалитета, нужно определиться, по какому пути мы идем. От этого зависит стратегия подбора персонала. Если спасаем градообразующее производство, соответственно ищем профильного инвестора и под него набираем людей. Может быть, отправляем их на курсы повышения квалификации. Если нужно завести на территорию совершенно новые отрасли, то стратегия совсем иная, предусматривающая в том числе и переобучение персонала. Инвестор же должен иметь план рекрутинга.
Как вы планируете контактировать с инвесторами? Напрямую?
Дмитрий Антонов: В плане рекрутинга мы можем эффективно работать через управляющие компании технопарков и особых экономических зон. Да, топ-менеджмент и ИТР можно набрать через коммерческие агентства, но в массовом сегменте сильнее службы занятости никого нет. Так же, как и в трудоустройстве вахтовым методом, в переобучении, в организации трудовой миграции. В этих сегментах соискатели больше доверяют государству.
Я считаю, что для Свердловской области стимулирование внутрирегиональной трудовой миграции - один из наиболее эффективных способов снять социальную напряженность. У нас уже сложились стабильные трудовые потоки в рамках кластеров Екатеринбург-Нижний Тагил, Серов-Краснотурьинск, Екатеринбург-Первоуральск, Екатеринбург-Каменск-Уральский. Но в целом население еще недостаточно мобильно, поскольку нет системы доступного жилья. За 5 месяцев 2016 года по межтерриториальному распределению был направлен 931 человек, 821 из них уже трудоустроен, в том числе 747 - в Свердловской области и 89 - за ее пределами, в основном в Тюменской области. По большей части это именно трудовая вахта, а не переселение: глава семьи уехал на заработки, а жена и дети остались дома.
Кто больше пользуется спросом в небольших городах, рабочие или специалисты?
Дмитрий Антонов: Возьмем для примера Первоуральск, где проживает 149 тысяч человек. На середину июня - 1095 вакансий. Востребованы прежде всего рабочие и кандидаты со среднеспециальным образованием: медсестры, аппаратчики, повара, слесари, токари, электромонтеры, электросварщики, операторы станков с ЧПУ, водители, уборщики. Из квалифицированных кадров нужны воспитатели, учителя, врачи, инженеры, менеджеры.
С начала года в Первоуральский центр занятости обратилось 2383 человека, больше трети ищущих работу - молодежь до 29 лет. При содействии наших сотрудников трудоустроено 996 человек, 65 сейчас учатся на курсах и получают профессии тракториста, электрогазосварщика, бухгалтера, машиниста экскаватора, оператора ЭВМ.