Новости

29.06.2016 12:06
Рубрика: Общество

Возвращаемую первую ступень ракеты-носителя создадут в РФ

Российские специалисты готовы приступить к созданию летного образца возвращаемой первой ступени ракеты-носителя. О серьезности намерений говорит тот факт, что в Центре имени Хруничева восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения: собрана команда специалистов, разрабатывавших систему "Энергия-Буран".
Ракета-носитель "Ангара" с многоразовым ускорителем первой ступени "Байкал". Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости Ракета-носитель "Ангара" с многоразовым ускорителем первой ступени "Байкал". Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Ракета-носитель "Ангара" с многоразовым ускорителем первой ступени "Байкал". Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

"Хруничев" проектирует "крылатую" первую ступень, которая сможет возвращаться на космодром как самолет и садиться на взлетно-посадочную полосу. Опыт компании SpaceX Илона Маска, сажающей первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в океане, российских инженеров не вдохновил, - пишет газета "Известия". По словам генерального конструктора "Роскосмоса" по космическим ракетным комплексам Александра Медведева, для российских условий возвращаемая первая ступень с выходящими крыльями - это оптимальный вариант.

Надо сказать, что в России уже велись работы по созданию многоразовых космических комплексов. Так, первая ступень ракеты- носителя "Энергия" (проект "Энергия-Буран") должна была после запуска возвращаться на Землю с помощью парашютов и твердотопливной двигательной установки мягкой посадки. Но проект закрыли. В 2003 году Центр им. Хруничева продемонстрировал полноразмерный макет многоразового ракетного блока "Байкал" для первой ступени ракеты-носителя из семейства "Ангара". Как поясняли тогда эксперты, блок после отделения от второй ступени носителя должен был возвращаться на аэродром "по-самолетному". В том же "Хруничеве" позже разрабатывался аналогичный проект для ракеты-носителя тяжелого класса ("Многоразовая ракетно-космическая система", МРКС). В 2013 году по заказу Центра им. Хруничева в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) проводились исследования посадочных характеристик возвращаемой ступени.

Еще в феврале этого года, комментируя возможность разработки многоразовой ракеты-носителя, которая будет иметь спасаемую первую ступень, специалисты космической отрасли говорили, что ракетный комплекс будет включать в себя различные схемы спасения многоразовой первой ступени: парашютно-реактивную, крылатую и ракетодинамическую. Данные о стоимости, сроках создания и технической состоятельности многоразовой ракеты-носителя появятся после того, как эксперты ЦНИИмаш проведут детальный анализ этой идеи.

В США уже две частные компании испытали ракеты со стартом и последующей посадкой. Компания Blue Origin провела испытания одноступенчатой ракеты легкого класса, а SpaceX уже несколько раз удалось посадить первую ступень двухступенчатого носителя среднего класса Falcon 9. Многие спецы считают, что повторное использование элемента ракеты в будущем позволит сократить стоимость коммерческих запусков.

Как подчеркивают эксперты, первая ступень ракеты - самая дорогая в производстве: на ней стоят маршевые двигатели, определяющие возможности ракеты. Цена двигателей на первой ступени колеблется от 10 до 70 миллионов долларов.

Впрочем, у специалистов до сих пор нет единого мнения об экономической целесообразности "многоразовости". Многие считают, что с технической точки зрения решение, бесспорно, интересное, но если говорить о практической стороне, то это слишком затратно. На сегодняшний день важнее снижать стоимость ракеты-носителя и стоимость самой пусковой услуги.

"Если говорить о многоразовости, то в ракете максимально интересная вещь для возвращения - это двигатель, очень дорогой и сложный элемент, - сказал в интервью "РГ" президент РКК "Энергия" Владимир Солнцев. - Поэтому целесообразно как раз его пытаться сделать многоразовым. И кстати, наши заделы позволяют такую задачу в России при необходимости реализовать, ведь двигатели "Энергомаша", которые используются для наших ракет - многоразовые. Например, РД-171 испытывался на 25-кратное использование, на Земле его 25 раз успешно запускали, останавливали и снова запускали.

Одной из причин прекращения полетов "шаттлов" стала как раз слишком высокая цена межполетной подготовки. И сегодняшний тренд мне кажется наиболее правильным: снижение стоимости запуска за счет снижения затрат на производство ракеты-носителя и двигателя. Надо удешевлять первые и вторые ступени, и такие возможности мы сегодня уже реализуем".

Общество Космос