По стенам - портреты знаменитостей, учившихся в ГМПИ имени Ипполитова-Иванова. В нишах - отслужившие, отсипевшие, отхрипевшие, отплакавшие свой непростой музыкальный век саксофоны, то ли от тяжести лет, то ли от восхищения упорством своих бывших хозяев выгнувшиеся в позолоченные знаки вопроса. Перекрашенные в белое скелеты отзвучавших скрипок.
У студентов сессия. Справа на столе макароны с подливой, а слева - ноты. Девушка читает партитуру, дирижируя в воздухе вилкой.
На лестничном марше звучит блюз. Никогда бы не подумал, что у одинокой валторны может быть такой глубокий страдающий тембр.
- Summertime Джорджа Гершвина? - вместо приветствия киваю я парню на его причудливый инструмент, похожий на гигантскую улитку из сплава меди и цинка.
Знакомимся. Иван Смоляков. Второй курс колледжа. Приезжает в альма-матер каждый день, чтобы позаниматься. (На съемной квартире, где он живет, это просто невозможно.) Сегодня свободного класса нет. Иван довольствуется лестничным маршем. Перед классикой разогревается блюзом.
И в сессии, и в будни студенты обживают каждый уголок родного учебного заведения. Тесно ее величеству Музыке на выделенной государством "жилплощади". Тесно!
- Почему валторна, Ваня? На экзотику потянуло?
- Да что вы?! - "обижается" Иван. - Я влюбился в этот инструмент с первого звука. На уроке географии в класс заглянул музыкант и пригласил послушать духовой инструмент, о существовании которого я и не подозревал. Звук валторны меня заворожил. Не поверите, маму уговаривал со слезами на глазах, чтобы отдала в музыкальную школу именно на этот инструмент.
- Ты из семьи музыкантов?
- Нет... Точнее, не совсем... Дед играл на трубе.
- Кому-то из валторнистов подражаешь? Кто твои кумиры?
- Виталий Буяновский, Петер Дам... И Юрий Захаров.
Ваня словно угадал мое стремление во всем найти "белорусский след". Знаменитый валторнист Юрий Захаров всю жизнь прослужил в симфоническом оркестре Белорусской государственной академии музыки. Иван, как учебное пособие, слушает в записи концерты Захарова и его октета валторнистов.
- Ни пуха ни пера, Ваня!
- К черту!
Айдар играл в переходе. Мимо спешили непроснувшиеся прохожие, даже не подозревая, что "бродячий музыкант" в стильной черной шляпе, с ухоженной шкиперской бородкой и в дорогой, "не по чину" для музыканта-неудачника куртке дарит им знаменитую токкату и фугу Баха ре минор. Баян Айдара, усиленный мраморной акустикой перехода, звучал не хуже органа Берлинского кафедрального собора. Прохожие бросали "серебро" в чехол у ног баяниста. Кто-то, оценив мастерство музыканта, останавливался послушать, рискуя опоздать на работу.
Лауреат восемнадцати международных конкурсов баянистов и аккордеонистов Айдар Гайнуллин, выступавший в лучших концертных залах мира, в подземном переходе догонял юность. Студентом музыкального училища имени М.М. Ипполитова-Иванова он наверняка подрабатывал подобным образом. А сейчас, уже остепененный, заслуженный и знаменитый, далеко не бедный маэстро, живущий с семьей в Берлине и наезжающий в Россию на гастроли, решил, что называется, поприкалываться.
Об этом случае в Ипполитовке вспоминают с улыбкой.
- Консерватория на то и консерватория с корнем "консерватор" во главе, чтобы быть предельно последовательной в своей академичности. Это маэстро в строгом черном фраке, застегнутом на все пуговицы. Музыкальная Академия имени Гнесиных - маэстро, но уже в расстегнутом фраке. А мы, если хотите, маэстро без галстука. - Ректор государственного музыкально-педагогического института (ГМПИ) имени М.М. Ипполитова-Иванова, профессор Валерий Ворона доступно и образно ответил мне на вопрос, в чем Ипполитовка принципиально отличается от двух других ведущих музыкальных вузов России.
Профессиональное кредо Ипполитовки - поступивший сюда должен максимально раскрыть свой талант. И обязательно в свободном (но исключающем вседозволенность) творческом полете, орбита которого может быть существенно скорректирована самим учащимся и его педагогом.
- Алла Пугачева, например, окончила дирижерско-хоровое отделение Ипполитовки, а стала примадонной отечественной эстрады, - продолжает рассказ Валерий Иосифович. - Киноактер Анатолий Кузнецов учился в Ипполитовке вокалу, а известен миру как товарищ Сухов из "Белого солнца пустыни". Сергей Мазаев пришел в училище мальчишкой научиться играть на кларнете, а вышел готовым композитором, киноактером (сыграл даже В.И.Ленина в фильме "Треск". - Авт.), вокалистом, мультимузыкантом, освоившим кроме кларнета флейту, горн, трубу, саксофон, тромбон, гитару...
Сокурсник Аллы Пугачевой Михаил Шуфутинский пришел в Ипполитовку из школы рабочей молодежи. Теперь Шуфутинский - "король шансона". А еще профессиональный баянист, аккордеонист, пианист...
Петр Фоменко учился в училище имени М.М. Ипполитова-Иванова вокалу, а стал всемирно известным режиссером и театральным педагогом...
Ряд бесконечен.
- Творческий человек не может быть как все. И не надо загонять его в эти рамки. Наоборот! Надо сделать все, чтобы он сохранил и развил свою индивидуальность и как можно дальше ушел от "среднестатистического стандарта", - уточняет ректор Ворона.
Скрипка - продолжение Насти. Ее второе сокровенное "Я". Настя Тимошенко - лауреат нескольких международных конкурсов. Солистка Всероссийского юношеского оркестра под управлением народного артиста России Юрия Башмета и Московского молодежного камерного оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Валерия Вороны.
- Добавь трепетности... Не гони от себя звук... Наслаждайся каждой нотой... - и подсказывает, и требует педагог Насти профессор Ворона. - Легче фразировку! Воздушнее...
Настя репетирует Чакону для скрипки ре минор И.-С. Баха. У нее выпускной экзамен. Уже половина девятого вечера, а надо еще "прогнать" первую часть Концерта П.И. Чайковского и "Паганиниану" Натана Мильштейна.
Возможно, именно с этой программой Анастасия Тимошенко поедет на фестиваль в Минск, который задумал ее патрон и учитель и переговоры о котором уже начались.
- Настя, отдохни...
А Настя не отдыхает, а готовит нам с маэстро чай. Коробки печенья и конфет теснят на столе папки документов и нот. Настя накрывает стол легко, виртуозно, как только что сыгранный технически трудный пассаж. Говорю маэстро, какой это праздник души и журналистская удача - побывать на репетиции будущей звезды и ее великого педагога. Но Валерий Иосифович огорошил меня вопросом.
- А вы знаете, Сергей, что в России есть районы, где целые поколения людей никогда не видели живых музыкантов? И это в стране, которая сформировала мировые музыкальные традиции! Которая обогатила талантами всю мировую культуру. Без русских музыкальных традиций ни один музыкант в мире не может выйти на международный уровень. Многие поколения музыкантов России создавали уникальную почву для воспитания талантов. Российский очаг мировой культуры требует защиты и бережного к себе отношения. Очень не хочется превращаться в поколение тупых потребителей, проевших доставшийся нам колоссальный культурный капитал.
Профессор Ворона и его единомышленники создали фонд "Русское исполнительское искусство". Фонд разработал программу "Золотой талант", в рамках которой учреждены самые крупные в стране стипендии, премии и гранты лучшим студентам и педагогам музыкальных учебных заведений. Валерий Иосифович - автор концепции Программы развития музыкальной культуры России.
- Мы придумали проект "Возрождение гастрольной карты России". Направляем в забытые уголки страны известных музыкантов и стипендиатов. Оказалось, что в классической музыке и сегодня огромная потребность.
В числе знаменитых выпускников Ипполитовки - пианисты А. Бахчиев и М. Воскресенский, оперные солисты О. Терюшнова, Н. Новоселова, Л. Маслов, певицы: Г. Карева, Р. Лисициан, А. Жмакова, Л. Курдюмова, И. Храмцова, Л. Никольская, скрипачи Алексей Айги, Максим Венгеров, исполнители народных песен: Л. Зыкина, Т. Петрова, Т. Синицына, Е. Шаврина, А. Литвиненко, Н. Кадышева, Л. Рюмина, режиссер Петр Фоменко, киноактер Анатолий Кузнецов, продюсер и композитор Игорь Матвиенко, звезды эстрады А. Пугачева, М. Шуфутинский, Ж. Агузарова, А. Малинин.