Геннадий Григорьевич! Начнем с событий в Карелии. Как такой ужас мог произойти? Ищут виновных. Арестован руководитель санэпиднадзора Карелии…
Геннадий Онищенко: Происшедшее в Карелии - случай вопиющий. Нарушено все, что можно было нарушить. И прежде всего в этом виновата республиканская власть. Ни одно из оздоровительных учреждений, функционирующих в этой республике, не было открыто с комиссионного разрешения. Действующая комиссия по приему лагерей под руководством заместителя главы республики ни разу не собиралась. Комиссионно лагеря не обследовались. Актов приема лагерей не существует. Создается впечатление, что глава республики Александр Худилайнен сейчас решил назначить виноватого. Между тем в действующих санитарных правилах применительно к воде есть только требования к купанию. То есть нормируется биологическая безопасность песка, воды. А что касается походов, то разрешены только пешие маршруты. Определены продолжительность похода, места стоянки, вес поклажи, которую может нести ребенок. Никакие другие формы детского туризма не рассматриваются.
В голове не укладывается! Было нарушено все, что только можно нарушить, а о безопасности детей никто не думал. Да и так называемые плавсредства, на которых отправили детей, мягко говоря, более чем подозрительные…
Геннадий Онищенко: В этом обязательно тоже надо разобраться. Но пока расследователи озабочены санитарным состоянием лагеря. Их интересует наличие мух, качество стирки белья, расстояние от туалета до корпуса… На основании этих данных предполагается найти объяснение совершенному преступлению. И господин Худилайнен Александр Петрович, ответственность которого должна быть установлена следственным путем, пока сам "назначает" виновных.
Я вспоминаю, как в 2012 году примерно в это же время на самом высоком уровне проводилось совещание в Ленинградской области на базе великолепного лагеря отдыха детей. Сколько же гневных высказываний услышал от людей, плохо представляющих ответственность за жизнь чужих детей. Говорилось о том, что требования к детскому отдыху избыточны, что они душат предпринимательскую инициативу. Среди них были представители общественной палаты Елена Тополева-Солдунова, главный редактор газеты "Вольный ветер" господин Сергей Менделевич. Договорились до того, что нужно руководствоваться только так называемым здравым смыслом, а не некими нормативами, которые ущемляют свободу детей. Хотелось бы еще раз напомнить этим людям: все действующие нормативы, правила написаны здоровьем, даже жизнью детей предшествующих поколений. Они не высосаны из пальца. А в Карелии - и это видно в Интернете - действуют незарегистрированные, ни в каких реестрах не значащиеся лагеря, которыми руководят знаменитые путешественники. Я с огромным уважением отношусь к их мужеству. Они личности неординарные. Но… Это ни в коем случае не дает им права по существу проводить эксперимент над чужими детьми.
Хотелось бы узнать: где отдыхают дети главы Карелии? Своих детей господин Худилайнен отправил бы на отдых в такой лагерь? Светлой памяти невинно погибших детей надо извиниться и перед ними, и перед их родителями. За то, что мы, взрослые, не сумели их уберечь. И на этом трагическом примере еще раз напомнить: снятие барьеров для бизнеса обходится такой ужасной бесчеловечной ценой.
Очень страшно! Еще и потому, что такой эксперимент касается детей из малоимущих семей, тех, у кого по сути нет выбора, которые воспринимают предложение о бесплатном отдыхе как манну небесную… Бесчеловечно. Цинично. Но это же не правило? Это трагическое исключение? Мы видим, какая огромная работа проводится по возрождению "Артека"...
Геннадий Онищенко: И кроме "Артека" немало примеров подлинной заботы о детях, о детском отдыхе. И давайте остановимся в своем реформаторском раже и проведем детскую оздоровительную кампанию на должном уровне. Дав право всем надзорным органам реально оценить соответствие оздоровительных учреждений утвержденным правилам. Жить надо не по так называемому здравому смыслу, читай по понятиям, а по строгим регламентирующим правилам.
Не поэтому ли вы выступили против недавно принятого Госдумой закона о коллекторской деятельности?
Геннадий Онищенко: Закон еще не рассмотрен президентом. Поэтому у меня есть право давать этому проекту свою оценку. В коллекторской сфере применяются преступные методы воздействия. А принятие закона, предложенного Думой, станет легализацией новой силовой структуры. При этом долги передаются в коллекторские агентства уже после того, как банки получили от клиента изначальную сумму кредита. Это, как правило, охранные структуры банков, то есть проштрафившиеся милиционеры, работники прокуратуры и так далее. Анализ показывает, что самые закредитованные потребители врачи и учителя. И отдавать их судьбы на откуп не закону, а тем, кто руководствуется понятиями, значит, создавать напряжение в обществе.
Знаю вас не один год. Вы убеждены: всегда наиболее актуальны проблемы здравоохранения, образования, злоупотребления алкоголем и табаком. С присущим вам упорством вы постоянно ратуете за то, что для их решения необходимо объединение усилий общественных организаций и государства…
Геннадий Онищенко: В 1761 году великий Михайло Ломоносов написал записку под названием "Рассуждение о размножении и сохранении российского народа". В ней он описал проблемы, которые мешали росту населения Российской империи, предложил меры по их устранению.
Считаете, что и в наш век небывалых технологий, когда становится возможным то, о чем даже и мечтать не могли в ломоносовскую пору, его постулаты не устарели? Вот на этой неделе вы были на открытии памятника Владимиру Демихову - одному из главных основоположников мировой трансплантологии.
Оно проходило во время съезда трансплантологов, участники которого не только обсуждали насущные проблемы этой перспективной области медицины, но и демонстрировали пациентов, которые живут с чужими сердцем, почками, легкими, печенью…И это теперь уже не воспринимается как чудо - это повседневная практика службы здоровья.
Геннадий Онищенко: Да, считаю. Убежден, есть ценности вечные. И сегодня, как и в былые времена, сбережение нации основополагающий государственный приоритет. Нужно все усилия направить на повышение качества жизни. А это возможно только благодаря совместным усилиям общества и государства.
Качество жизни. Давайте о конкретном. Например, знаю лично по себе, по обращениям в редакцию, по многочисленным постам в Интернете, как снижается доступность лекарств. Прежде всего из-за роста цен на них.
Геннадий Онищенко: Могу привести цифры. Рост цен на отечественные жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, по данным Росстата, в прошлом году относительно года 2014-го составил 28,9% - 96 рублей за упаковку. Рост цен на импортные лекарства за аналогичный период составил 4,9% - 364 рубля за упаковку.
Почему?
Геннадий Онищенко: Беда в том, что цены на лекарства формируются монопольным путем. Это заметно повышает их стоимость. Обязательно надо усилить контроль за обеспечением медикаментами льготных категорий граждан. Добиться снижения вдвое доли расходов на лекарства от среднего дохода семьи.
Звучит красиво. Но это реально?
Геннадий Онищенко: Прежде всего нужно способствовать созданию условий для формирования рыночных цен на лекарственные препараты. Это повысит их экономическую доступность. И обязателен контроль исполнения законодательства по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан. И не только льготных.
Здоровье, его охрана, доступность медицинской помощи первенствует в рейтинге социальных проблем. Особенно когда они касаются людей пожилых, людей, страдающих хроническими недугами…
Геннадий Онищенко: Главная вина тут на первичном звене службы здоровья. Стало, например, почти практикой, что участковые терапевты, находящиеся в поликлиниках, на дом не выезжают. По вызову могут прийти дежурные терапевты, которые не знают данного больного. Качество помощи, естественно, снижается. Вот я у вас спрошу: вы знаете своего участкового врача?
Понятия не имею.
Геннадий Онищенко: Но вы не очень от этого страдаете. Потому что у вас в силу вашей работы есть иные возможности получения медицинской помощи. Но у других таковой возможности нет. А потребность в помощи есть. И значит, необходимо обеспечить ведение хотя бы хронических пациентов одним врачом. Это позволит наблюдаться маломобильным пациентам у одного врача, повысит качество помощи.
Мы начали разговор с трагедии детей в Карелии. Размер этой беды безграничен именно потому, что она коснулась детей. Мы привычно говорим: дети - наше будущее, дети - наше все. Но, скажем, в школах и детских садах заметно снизилась охрана их здоровья, профилактика заболеваний…
Геннадий Онищенко: Профилактические программы сворачиваются в связи с несогласованностью законодательных актов, регламентирующих сферы образования и здравоохранения. Против сворачивания программ медицинских кабинетов выступают учителя, директора школ, медицинские работники, родители. Например, из-за закрытия медкабинетов в школах и детских садах страдают дети-диабетики, которые не могут сами себе делать уколы инсулина.
Ситуация, на ваш взгляд, может измениться к лучшему?
Геннадий Онищенко: Может. Если принять стандарт по медицинскому обеспечению в школах и детсадах. Должен быть стандарт требований к работе медиков в этих учреждениях, к оборудованию и оснащению здешних медицинских кабинетов. Нужно создать систему первичной медико-санитарной помощи в школах и детсадах. В качестве одного из вариантов возможно рассмотрение института парамедиков.
В этом разговоре с вами не обойти проблему, которая, знаю, постоянно в зоне ваших не только научных, но и гражданских интересов. Имею в виду защиту населения от биологических угроз.
Геннадий Онищенко: Научный прогресс в области синтетической биологии создает угрозы на национальном уровне. Появляются новые виды биологического оружия, которые используются против человечества. Сегодня синтетическая биология - проектирование и создание новых искусственных живых систем с заданными свойствами - одно из самых динамично развивающихся направлений науки. А это сопряжено с многочисленными угрозами - как непреднамеренными нарушениями экологического баланса, провоцирования новых глобальных эпидемий, так и преднамеренными - стимуляция рынка наркотиков, создание новых видов биологического оружия.
Вы не однажды говорили, что сфера синтетической биологии слабо регулируется международным и российским правом. Особенно по вопросам потенциально опасных военных разработок.
Геннадий Онищенко: Растет угроза применения террористами биологического оружия. Развитие технологий привело к тому, что сегодня создать собственную биологическую лабораторию может любой желающий. Это создает ситуацию, когда возможность использования штаммов инфекционных заболеваний в террористических целях резко возрастает. Особенно тревожит появление военных биологических лабораторий у российских границ. Это повышает риски биологических диверсий. Очевидна необходимость увеличения в разы расходов на научные исследования в области синтетической биологии.
Тезис о повышении расходов продиктован вашей принадлежностью к членству в академии наук?
Геннадий Онищенко: Прежде всего моей гражданской позицией. Надо признать направление синтетической биологии стратегически важным с точки зрения безопасности страны и простимулировать развитие отечественной науки в данном сегменте. В том числе за счет дополнительного финансирования. Во всем, когда речь идет, как завещал Ломоносов, о сохранении российского народа, надо исходить именно из гражданских позиций. И никак иначе.