С 2013 года, когда в ЦБ пришла Эльвира Набиуллина, лицензий лишились почти 300 кредитных организаций, 28 помещены на "принудительное лечение" - под процедуру санации.
ЦБ просит еще время для завершения "расчистки завалов". Темпы вывода с рынка "прачечных" и нежизнеспособных банков вряд ли будут снижаться. В текущем году они составляют 7-8 организаций за месяц.
В первую очередь проблемы в том, что банки не ищут качественных проектов, а занимаются кредитованием бизнеса собственников. Впрочем, с начала следующего года ЦБ ограничивает долю кредитов на связанных с банком лиц специальным нормативом Н25. Вопрос только в том, удастся ли банкам к этому времени развернуть свои бизнес-модели.
Вторая проблема - вовлеченность банков в сомнительные операции через транзитные схемы. Деньги прогоняются через зарубежные счета и в конечном итоге либо идут опять же в карман собственников банков либо на фиктивное увеличение капитала кредитных организаций.
Все это для экономики чревато застоем, для бизнеса и даже для госкомпаний - потерей средств в лопнувших банках, для простых граждан - дорогими кредитами и менее привлекательными ставками депозитов.
Помимо хирургических операций, ЦБ планирует ряд новшеств, которые помогут банкам стать устойчивее и ближе к нормальному рынку. Банк России принял решение повысить минимальный размер собственного капитала банков до миллиарда рублей. Сейчас собственники банков рискуют 300 миллионами рублей собственных средств, новая планка заставит их быть более осмотрительными. Поэтапное повышение требований начнется с начала 2018 года, но наращивать капитал акционерам надо уже сейчас.
Повышение требований к капиталу не коснется региональных банков, которые ЦБ намерен выделить в особую группу с упрощенным регулированием. "Критерии отнесения к региональным банкам и подходы к регулированию будем обсуждать, - сказала Эльвира Набиуллина, отвечая на вопрос "РГ". - Рабочая идея следующая: это банки с относительно небольшим объемом деятельности, скажем, с активами не более 7 миллиардов рублей. Таких банков чуть больше 330 сейчас".
К ним не будут применяться ряд обязательных нормативов. "По нормативам достаточности капитала вместо трех, скорее всего, будем применять два. То же касается нормативов ликвидности, нормативов риска на одного заемщика", - предлагает глава ЦБ.
При этом она подчеркнула, что от регуляторных послаблений региональные банки не станут более рискованными, напротив, они будут ограничены по уровню риска кредитуемых проектов, не смогут проводить трансграничные операции (а это головная боль для банковского надзора).
Сейчас сложные стандарты деятельности в равной мере распространяются как на мелкие, так и на крупные банки. ЦБ хочет дифференцировать регулирование: ужесточить его в отношении крупных участников и смягчить в отношении остальных. Упрощенное регулирование позволит региональным банкам снизить издержки, а значит, предлагать более выгодные условия по вкладам и займам.
И еще Банк России радикально поменяет процедуру санации, которую он применяет вместо отзыва лицензии, когда считает, что дешевле банк спасти, чем выплачивать компенсации вкладчикам. Эльвира Набиуллина признала системные недостатки действующего механизма, при котором финансовое оздоровление осуществляется коммерческим банком-санатором за счет льготных кредитов от ЦБ. Санаторы, например, недостаточно мотивированы на "лечение" санируемых банков, не развивают их бизнес, вместо этого зачастую перекладывают на их балансы собственные плохие активы.
Выход глава ЦБ видит в создании госфонда, который напрямую будет входить в капитал проблемных банков, а оперативное "лечение" передавать специальной государственной управляющей компании. После курса реабилитации банки будут продаваться на аукционе и снова входить в строй как полноценные участники рынка. Законопроект об этом поступит в Госдуму осенью.
Прямое участие Банка России в санации позволит на старте вкладывать в санируемый банк процентов на 25-30 меньше и обеспечит более быстрый возврат средств, вложенных в восстановление капитала банка, чем при действующей кредитной схеме, уточнил в кулуарах зампред ЦБ Михаил Сухов. Новый механизм станет преобладающим.