В рознице при продаже бензина и дизеля информация о марке топлива, в том числе о классе, должна быть размещена в доступном для потребителя месте - на бензоколонках и в кассовых чеках, полученных на АЗС.
Москва - единственный город, в котором требования вступили в силу еще с 1 января 2016 года. Для всей России срок начала действия регламента сдвинули на полгода, так как НПЗ не успели модернизировать под выпуск Евро-5. Теперь обращение топлива Евро-4 официально запрещено по всей стране.
Если какое-либо из звеньев, отвечающее за обращение топлива (от изготовителя до АЗС), нарушит техрегламент и, например, будет продавать Евро-4 под видом Евро-5, то ему будет грозить штраф. Для юрлиц при повторном нарушении он составляет до миллиона рублей и остановку работы на срок до 90 дней с конфискацией предметов правонарушения.
По итогам прошлого года потребление бензина снизилось на 1,3 процента впервые за 15 лет. "Отсутствие оптимистичных экономических ожиданий на ближайшие годы в сочетании с падением продаж автомобилей ускорят среднегодовые темпы сокращения потребления до 3,9% в 2016 - 2017 годах", - считают в VYGON Consulting.
В связи с этим дефицита топлива из-за перехода на Евро-5 не предвидится, а значит, розничные цены не получат надбавки за счет этого фактора, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Кроме того, заводы, выпускающие топливо пятого класса, получают дополнительную прибыль за счет более низких акцизов, чем на бензин четвертого класса. Это стимулирует переход на новый стандарт.
По данным Росстата, с начала года по 20 июня в среднем цены на бензин выросли на 1,9%, дизель подешевел на 0,4%. Инфляция составила 3,2%, а значит, прогнозы минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы сбываются. После второго за год повышения акцизов (1 января и 1 апреля) ведомства заявляли, что бензин подорожает в пределах инфляции.