Убыточные показатели совпали с тем фактом, что уже два года национальный перевозчик, выполняя социальные обязательства, применяет на некоторых направлениях минимальные, так называемые "плоские тарифы". Есть ли здесь какая-то связь или это случайное совпадение?
Вот как отреагировал на это известный экономист, профессор Никита Кричевский: "Аэрофлот" как госкомпания выполняет свои социальные обязательства перед государством и обществом. Он летает себе в убыток, причем эти тарифы, в отличие от других направлений, никоим образом не компенсируются из госбюджета. Вполне вероятно, "Аэрофлот" перевозил бы больше пассажиров по дешевым билетам, если бы у него была такая финансовая возможность. Но такой возможности у него нет, потому что "Аэрофлот" - не на 100% государственный, а только на 51%. У перевозчика есть и другие акционеры, которые вполне обоснованно могут задать вопрос - а почему мы летаем в убыток нам самим? Удивительно, что этот вопрос до сих пор не поднимали. По сути "Аэрофлот" приносит заранее объявленные убытки своим акционерам".
И, действительно, "плоские тарифы" - специальные цены на полеты в экономклассе - позволяют летать даже очень небогатым гражданам. Благодаря им отправиться на Дальний Восток из Москвы и вернуться обратно можно за 20 тысяч рублей. Билет в одну сторону стоит 12 тысяч рублей. Вот, что отмечает главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров: "Когда осенью прошлого года пошла волна жалоб на то, что авиабилеты из Владивостока стали дорогими, я сам зашел в систему бронирования и увидел самые дешевые билеты у "Аэрофлота". Тариф был 18 тысяч рублей на рейс Москва - Владивосток и обратно. Никто в мире по таким ценам не летает, это просто копейки!"
Возместить "Аэрофлоту" подобную благотворительность должны были транссибирские роялти - валютные платежи иностранных перевозчиков за право летать над российской территорией. Однако этих средств, исчисляемых миллионами долларов, уже не хватает для покрытия убытков крупнейшей российской авиакомпании. По словам Виталия Савельева, генерального директора "Аэрофлота", их размер заметно меньше, чем траты компании на социальные программы. "Если взять все наши социальные обязательства, - отметил Виталий Савельев, выступая на годовом собрании акционеров, - то государство нам еще $5 млн останется должно".
Эксперты констатируют, что общий объем финансовых обременений в рамках реализуемой "Аэрофлотом" социальной ответственности в последние годы заметно увеличился. Акционеры пока терпят (напомним, что негосударственный пакет акций достаточно внушителен - 49 процентов). Понятно, почему - акции Группы "Аэрофлот" перспективны и хорошо ликвидны. Хотя не исключено, что выдержки акционерам может и не хватить, если социальная нагрузка будет увеличиваться и дальше.
На этом фоне претензии в дороговизне билетов и недоступности рейсов, регулярно предъявляемые российским авиакомпаниям некоторыми отечественными СМИ и чиновниками, выглядят по меньшей мере странно. Ведь по сути компания добровольно отказывается от прибыли как раз ради того, чтобы сделать свои рейсы более дешевыми, а население страны - более мобильным. Поэтому летать, например, из Москвы на Дальний Восток дешевле, чем "Аэрофлотом", сегодня просто невозможно.
И все же руководители отдаленных российских регионов привычно повторяют устаревшие тезисы о якобы слишком высоких тарифах и слишком редких рейсах национального перевозчика. А губернатор Приморского края Владимир Миклушевский обвинил "Аэрофлот" в монополизме на Дальнем Востоке, словно кто-то сознательно ограничивает доступ в регион других перевозчиков. На днях отметился и министр транспорта Сахалинской области Владимир Дегтярев, заявив, что на острове в очередной раз возникла серьезная проблема с авиаперевозками: в продаже нет дешевых билетов из Сахалинской области в Москву, и многие граждане не могут улететь в столицу.
Чтобы избавиться от очередей и нехватки мест, по мысли сахалинского министра, "Аэрофлоту" надо отправить на Сахалин более крупные самолеты типа Boeing-777. Это увеличит пропускную способность на 100 мест за рейс. Но каждое место на каждом рейсе на Дальний Восток уже убыточно. Обслуживание большого широкофюзеляжного самолета обходится дороже, топлива он потребляет значительно больше. Поэтому любому специалисту трудно согласиться со словами Дегтярева о том, что "полеты на Сахалин - высокодоходный бизнес". Ведь если бы это было так, от желающих встать на дальневосточные маршруты авиакомпаний не было бы отбоя.
Никто не сомневается в искренности заявления сахалинского чиновника о том, что на острове будут рады приходу новых авиакомпаний. Но вот что говорят специалисты.
"Сегодня любая авиакомпания имеет свободный доступ к рынку и может встать на направление, например, Москва - Южно-Сахалинск. Авиакомпании, по большому счету, видят, что летать дешевле, чем летает тот же "Аэрофлот", невыгодно, - считает эксперт в области авиаперевозок Роман Гусаров. - То есть летать дешевле "Аэрофлота" невозможно - это убытки. Летать как "Аэрофлот" очень трудно - для этого нужно сравниться с ним по качеству обслуживания. Летать дороже - бессмысленно".
Тем не менее авиаперевозки между Тихоокеанским побережьем России и ее европейской частью вновь требуют ответственного и откровенного обсуждения.
"Думаю, что в конце концов будет найдено компромиссное решение, которое сбалансирует деятельность всех компаний, - считает генеральный директор "Центра политической информации" Алексей Мухин, - потому что страна у нас протяженная, и выходить из положения можно, только создавая консорциумы между перевозчиками, чтобы разделить ответственность, убытки и доходы".
Компромиссы и понимание нужны и между авиационной и региональной властью, руководителями авиакомпаний и территорий, между всеми, кто готов и должен решать проблемы мобильности огромной страны. Ведь если, к примеру, авиакомпании снижают тарифы, а аэропорты в несколько раз повышают цены на обслуживание, федеральный центр изыскивает бюджетные деньги, а регионы лишь критикуют, не проявляя инициативы и ответственности, то такого несоответствия не выдержат не только отдельные акционеры, но и вся экономика в целом.