- Мы с 1964 года занимаемся изучением плодородия почв в Крыму, - рассказал директор Центра агрохимической службы "Крымский" Денис Кратюк. - После воссоединения республики с Россией исследовали уже более 120 тысяч гектаров по всему полуострову, подробно изучили земли в Раздольненском, Красногвардейском районах и Судаке. В нынешнем году за средства федерального бюджета проведем анализ 40 тысяч гектаров в Сакском, Черноморском и Белогорском районах, а также сельхозземель Южного берега.
Специалисты выезжают на поля, берут пробы и проводят анализ почвы по 17 параметрам, после чего на каждое поле выдается агротехнический паспорт. Специфика Крыма такова, что около 80 процентов сельхозземель были распаханы еще при советской власти. В украинский период аграрии достигали результата не за счет применения современных агротехнологий, а путем расширения площадей под культурами. Активное использование земель в регионе с продолжительными засухами и сильными ветрами-суховеями привело к потере естественного плодородия.
- Крым в агрохимическом плане - сложный регион: на юге - горы, на севере - степи, причем, в Присивашье почвы постоянно подпитываются морской водой, что способствует их засолению, - продолжает он. - В основном это природное явление, но, когда работал Северо-Крымский канал, имело место и вторичное засоление. Дело в том, что в Крыму верхний и нижний водные горизонты отделены друг от друга. И если поливать почву очень обильно, то вода "продавит" соль вглубь. Если же систематически нарушать режим орошения, то можно спровоцировать вторичное засоление почвы. Так что отсутствие "большой воды" из СКК стало благом для сельхозземель.
Единственный способ улучшить солонцеватые земли - провести их гипсование. На один гектар нужно как минимум пять тонн фосфогипса. Только в этом случае для растений создаются нормальные условия, и можно рассчитывать на плодородие. Но если в советские времена в Крыму ежегодно гипсовали около 50-60 из 340 тысяч гектаров солонцеватых почв, то при Украине скатились до пяти-семи тысяч. Сейчас фосфогипс вносят в почву единицы хозяйств, хотя это вещество является отходами химпрома Крыма, и его не нужно завозить с материка.
- В отличие от украинского периода, когда программа гипсования не финансировалась, сейчас государство возмещает производителю 50 процентов расходов, - говорит Денис Кратюк. - Кроме того, в 2016 году бюджет даже компенсирует половину стоимости агрохимического исследования почв. Поэтому хозяйства начали активно этим заниматься: если в прошлом году к нам обращались около 50 юридических лиц, то в 2016-м - уже больше 200.
Активно исследуют земли аграрии северного Крыма, ранее выращивавшие рис. Как ни парадоксально это звучит, их участки сейчас оказались самыми плодородными в Крыму: многолетний обильный полив и внесение минеральных удобрений позволили накопить на рисовых чеках запас питательных веществ на десяток лет вперед. Теперь вместо риса на суходоле успешно выращивают кориандр, озимые зерновые, подсолнечник и другие культуры.
- При правильной агрономии и севообороте на этих землях долгие годы можно получать очень хороший урожай, - продолжает Кратюк.
В других регионах полуострова ситуация с плодородием сельхозземель тоже не критическая, хотя положительной динамики пока нет.
- Ниже всего качество в Раздольненском, Ленинском и Черноморском районах, - рассказывает Денис Кратюк. - Самые плодородные почвы - в Нижнегорском, Советском, Красногвардейском районах. Но проблемные участки есть и в самых благодатных районах, потому что не все хозяйства соблюдают технологию производства.
Три ключевых параметра при исследовании почвы - содержание азота, калия и фосфора. Последний в крымских землях в дефиците, потому что при полноценном поливе его активно забирают из почвы сельхозкультуры. Пополнить запас фосфора можно только минеральными удобрениями - в идеале нужно ежегодно вносить не менее 100 килограммов на гектар. До 1990-х годов землю щедро сдабривали удобрениями, а при Украине использование минеральных удобрений снизилось в три-четыре раза, органических - в 15-20 раз. В результате содержание фосфора в почве упало в среднем на треть.
Сейчас удобрения в Крыму не производят, а их доставка с материка многим не по карману.
Кроме того, в засушливый год при отсутствии полива удобрения становятся недоступными для растений, - продолжает он. - Пролежав в почве два-три года, они перестают работать. В Крыму зимы очень часто бывают теплыми или холодными малоснежными. А летний сезон может пройти вовсе без дождей. Дождь может быть в апреле, а следующий - в октябре. Поэтому, в отличие от средней полосы России, нельзя быть уверенным в хорошем урожае даже при внесении в землю нужного количества минеральных удобрений.
Рассчитывать на органику тоже не приходится. Взять ее можно только в крупных животноводческих комплексах, которых в Крыму мало.
- Кроме того, любые органические удобрения считаются загрязнителями четвертого класса опасности, - рассказывает Денис Кратюк. - И чтобы завести на поле навоз, придется собрать пакет документов, начиная с экологического обоснования и заканчивая анализом навоза, который должен пройти дезинфекцию. В Крыму ее не сделают, а на материк навоз никто не повезет. Впрочем, органические удобрения на крымском суходоле нужно применять осторожно, чтобы не причинить вреда растениям.
Еще один параметр исследования земли - это гумус. За последнее десятилетие его содержание в крымской почве сократилось в среднем с 2,9 до 2,5 процента. Потеря же даже 0,1 процента гумуса снижает урожайность зерна на 0,5 центнера с гектара. Наиболее плодородный слой почвы уничтожает эрозия, которой подвержены 60 процентов распаханных земель в Черноморском (13 процентов площади), Сакском (14) и Симферопольском районах (30 процентов).
- Но в отличие от фосфора, калия или азота мы не можем внести гумус в почву, - продолжает Денис Кратюк. - Гумус формируется благодаря сложным естественным процессам.
Казалось бы, в Крыму, где в последние годы не обрабатывается все больше земель, гумус должен прирастать. По данным службы земельного и фитосанитарного надзора РК, не используется 37 тысяч гектаров сельхозземель. И это только находящихся в госсобственности. К ним надо еще прибавить частные.
- Одно из наиболее распространенных нарушений - несоблюдение собственниками земли обязанности сохранять и повышать плодородие почв, а также неиспользование земель для производства сельхозпродукции, - рассказал начальник службы Николай Денифостов. - Мы сейчас готовим атлас неиспользованных земель сельхозназначения, в который уже внесены сведения о1822 участках общей площадью около пяти тысяч гектаров. К концу года он будет полностью сформирован.
Но оказывается, такой простой не пошел земле на пользу.
- Если на земле растут сорняки и амброзия, а вокруг хозяйства с посевами - это никак не повышает плодородие почвы, - говорит Денис Кратюк. - На земле должны расти местные эндемические травы, и тогда через пять лет даже самая "убитая" земля восстановится. Это реально сделать, но потребуются большие вложения и грамотные агрономы.
Андрей Григоренко, министр сельского хозяйства РК:
- Сельхозземля в Крыму действительно истощена, потому что некоторые собственники в украинский период жесточайшим образом нарушали севооборот, высаживая подсолнечник на одном месте три года подряд. То, что творилось в Крыму, я бы назвал беспределом. Никто из чиновников Украины не смотрел на полуостров как на регион, которому надо дальше жить и развиваться. В результате сегодня мы видим резкое снижение плодородия. Мы начали заниматься его повышением: изменили севооборот, из-за отсутствия влаги перешли преимущественно на озимый сев зерновых, меняем ботанический состав и генетику сортов. Восстанавливать плодородие будем путем внесения органических удобрений, для этого будем развивать животноводство. На программу сохранения и восстановления плодородия почв в бюджете предусмотрено 503 миллиона рублей.