Петербуржцев бесплатно научат правильно танцевать под джаз

В этом году фестиваль "Петроджаз" пройдет в 12-й раз. За время своего существования он менял названия, дислокацию, принципы работы, неизменным оставалось лишь одно - верность музыке. Президент "Петроджаза" Иннокентий Волкоморов на "деловом завтраке" в редакции "РГ" рассказал о том, чем порадуют и удивят петербуржцев и гостей города первые три дня июля.

О живой музыке

- "Петроджаз" принципиально отличается от аналогичных фестивалей. И дело не только в том, что вход у нас свободный, что очень демократично. Прежде всего, мы стремимся к тому, чтобы публика услышала все лучшее, что есть в российском и зарубежном джазе.

Для нас джаз - живая субстанция, мы его понимаем очень широко. Это любая современная музыка, основанная на импровизации, причем живая музыка на живых инструментах (сейчас многие считают музыкой и то, что создается при помощи компьютера). Для нас же очень важно показать именно живой инструмент, дать его пощупать...

О мастер-классах

- Бесплатные мастер-классы - это наша фишка. Обучение публики, искреннее желание дать ей возможность "приподняться на ступеньку" мы ставим во главу угла. Записаться может любой желающий - лишь бы места хватило. Причем мы проводим мастер-классы и для "продвинутых", профессиональных музыкантов, и такие, куда может прийти абсолютно любой человек с улицы.

Еще мы занимаемся "социальными" танцами. Один из наших слоганов: "Возвращаем джаз на танцплощадку". Парные танцы ведут к общению, единению, что очень важно. Когда впервые в 2014 году мы расширили границы фестиваля, дополнив его танцем, то привлекли около 200 танцевальных студий и школ! Мастера на сцене не просто "заводили" толпу, а показывали публике ключевые приемы самых различных стилей.

Все время рождается что-то новое. Например, хип-хоперов пригласили танцевать под свинг 1920-х годов. Потом устроили баттлы (сражения) "руки против ног" - вакинг против степа. У них вообще совместное театрализованное шоу получилось. На ходу, под музыку придумать историю и показать персонаж в развитии - это очень непросто. Вот одинокая женщина, которая пришла познакомиться, вот записной щеголь, пришедший себя показать, у них завязываются отношения... В финале действа чечеточники начали повторять движения руками, а вакеры отбивать чечетку - вот вам и новый жанр.

О гостях

- Изюминка "Петроджаза" - "гость-сюрприз". В этом году им станет знаменитая американская танцовщица степа Сара Райх. Она - двигатель этого направления, у нее есть свое еженедельное шоу на ТВ, которое в переводе на русский язык называется "Чечеточная лихорадка в понедельник вечером".

Сара Райх - мастер танцевальных импровизаций под живую музыку. Мы с ней делаем совместный проект - ее степ будет сопровождать питерский джаз-бенд. Несколько репетиций, конечно, планируем, но, в сущности, все станет рождаться на глазах публики, "здесь и сейчас". Это будет живой джазовый процесс, интегрированный в самое сердце Санкт-Петербурга.

Об арфе

- Вообще, история арфы в нашей стране - отдельная "песня". Когда-то их делали на фабрике имени Луначарского в Ленинграде, на весь СССР это было единственное производство. Потом, когда все развалилось, отечественных арф в стране вообще не осталось. Но вот уже несколько лет как молодые энтузиасты в Петербурге создали фирму "Резонанс" - возродили производство. А поскольку арфы у нас долго не изготовлялись, в России они только в классическом виде и существуют. Отношение к ним соответствующее: арфа - это нечто монументальное, симфоническое. Мы же привозим на фестиваль из Италии профессора Эммануэлу дельи Эспости. Она выступит со своей студенткой Элеонорой Вольпато и покажет, как необычно, по-джазовому может звучать арфа. И акустическая, и электронная - да-да, сейчас есть и такие. Госпожа Эспости - известная арфистка, председатель жюри престижных международных конкурсов.

Кроме концерта, она даст просветительский мастер-класс в театре "Санктъ-Петербургъ Опера". Известная российская арфистка, солистка оркестра этого театра Елизавета Александрова подготовила джазовую программу специально для нашего фестиваля. Так что мы покажем "джазовую" арфу во всем многообразии.

О "Балтийском джазовом кольце"

- В прошлом году мы сделали марш-бросок в Таллин и на Башенной площади провели двухдневный фестиваль - поняли, что пришла пора восстанавливать связи, всегда существовавшие между нашими городами. В этом году эстонская сторона предложила "Петроджазу" включиться в программу "Дней старого города". Российский фестиваль, выплеснувшись за пределы страны, получил три сцены на пять дней. Когда пела наша Эллина Решетникова, какой-то пожилой турист-американец, стоявший рядом со мной, восклицал: "Потрясающе, это новая Эми Уайнхаус!"

А дальше мы поехали в Клайпеду. Тамошний фестиваль в Литве поддерживает мэр Клайпеды, джазовый музыкант, экс-профессор местной музыкальной академии. Мы с большим успехом выступили на закрытии. У нас вообще есть идея - создать "Балтийское джазовое кольцо". Хотим, чтобы фестиваль объединил всю Балтию и наши концерты звучали в городах Эстонии, Литвы, Латвии и в Калининграде.

О программе

Основное действо развернется на площади Островского, но не могу не рассказать об уникальном концерте во дворце Белосельских-Белозерских. Это выступление лучшего датского саксофониста Яна Харбека со своим Jan Harbeck Quartet. Он использует современные приемы, играя классический джаз. Слушая Харбека, ощущаешь некое "ускорение", создающее абсолютно особый эффект. Сейчас вообще вся музыка исполняется быстрее, потому что ритм нашей жизни ускорился, а человеческое ухо начинает слышать более высокие частоты.

Ну а в "Катькином садике" будет звучать по восемь часов живой музыки ежедневно, с 14 до 22 часов. Более 30 ансамблей, свыше 200 исполнителей, и рассказать обо всех просто невозможно. Назову еще только квинтет президента Эстонского джазового союза Танеля Рубена и литовский квартет Витиса Смолскаса. Литовцы - молодые музыканты, джазмены во втором поколении - их отцы были руководителями советских биг-бендов. Дети выросли, выучились за границей и вернулись на родину.