30.06.2016 15:10
    Поделиться

    Краснодарец, разгадавший тайны острова Пасхи, подал в суд на фонд капремонта

    Подобрав ключ к расшифровке дощечек, найденных археологами на затерянном в Тихом океане острове, житель столицы Кубани Сергей Рябчиков стал мировой знаменитостью. Но от научных изысканий исследователя отвлекли чисто бытовые проблемы, связанные с деятельностью Краснодарского краевого фонда капитального ремонта многоквартирных домов.

    Мудренее ронго-ронго

    Кто-то в детстве собирает марки, кто-то играет в оловянных солдатиков, а Сережа Рябчиков увлекся расшифровкой египетских иероглифов и письменности майя. Когда учился на физико-математическом факультете Кубанского госуниверситета, эта увлеченность переросла в настоящую страсть. Все свободное время он посвящал расшифровке рисунков с пляшущими человечками с дощечек, названных учеными ронго-ронго. О письменность острова Пасхи ломали копья солидные ученые мужи, но ключ к дешифровке удалось подобрать в Краснодаре программисту Рябчикову, который сумел прочесть отдельные фрагменты мудреного текста. После этого в научные круги вошел термин "эффект Рябчикова".

    С тех пор прошло много лет. Сергей продолжает заниматься лингвистикой, расшифровывая знаки, дошедшие до нас через века и тысячелетия. Он возглавляет авторский исследовательский центр по изучению древних цивилизаций и культур, печатается в авторитетных журналах, выступает с докладами на международных симпозиумах. Однако, отложив в сторону древние иероглифы, с недавних пор ему пришлось погрузиться в изучение современных, начертанных в кабинетах чиновников ЖКХ.

    - Поводом стала пришедшая по почте квитанция на оплату целевого взноса на софинансирование проведения капитального ремонта, - пояснил он корреспонденту "РГ". - С декабря 2014 года я ежемесячно плачу обязательный взнос в размере около 400 рублей. Однако с меня и с других жильцов дома, помимо этого, Краснодарский фонд капремонта затребовал дополнительный платеж. Вот и решил разобраться в правомерности притязаний этой структуры...

    Тут надо пояснить, что многоквартирный дом по адресу улица Красноармейская, 1, где живет Рябчиков, расположен в историческом центре столицы края, по соседству со зданиями краевого суда и прокуратуры Кубани. Поэтому о его фасаде должны, прежде всего, заботиться местные власти. Они и позаботились: в числе еще 131-й многоэтажки дом был включен в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества собственников.

    - Летом прошлого года у нас капитально отремонтировали фасад, - рассказывает Сергей. - Заказчиком выступала некоммерческая организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов". Согласно сумме, указанной в квитанции, ремонт обошелся в 5 599 501 рубль. Отдельной строкой стоял размер: 15 процентов доли софинансирования собственников - 839 925 рублей, а ниже сумма платежа для каждого владельца квартиры. Причем в трех полученных мной квитанциях были обозначены суммы - от 13 800 до 15 200 рублей. Разброс цифр невольно наводил на мысли о явных нестыковках.

    Рябчиков решил искать защиты в суде. К решительным действиям его подтолкнула бурная дискуссия, которая как раз в это время развернулась в обществе по поводу деятельности фонда капремонта.

    Платить или не платить?

    В нее включились и депутаты Госдумы, назвавшие взносы на капремонт "дополнительным и неправомерно установленным налогом". Арбитром стал Конституционный Суд, поставивший точку в затяжном споре. В постановлении, принятом в апреле нынешнего года, было отмечено, что "из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома". Суд указал, что взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом. А система общего котла сама по себе не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях. Также в постановлении подчеркивалось, что введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавшими капитального ремонта на момент приватизации жилья.

    За выполнение программы капремонта всего на 16,5 процента сотрудники Краснодарского фонда получили премию в размере... семи миллионов рублей

    - Лично я никогда не решал для себя дилемму: платить или не платить обязательный взнос в фонд капремонта, ибо был уверен: платить надо, - продолжает Рябчиков. - И это решение лишь подтвердило мою правоту. Принцип общего котла позволяет аккумулировать собранные средства, направляя необходимые суммы на ремонт конкретных многоэтажек. Сегодня наш дом отремонтировали, а до вашего очередь дойдет, возможно, лишь через несколько лет - это зависит от региональной программы капремонта. И я никак не могу взять в толк, зачем нужно было требовать с жильцов нашего дома дополнительный взнос, если следующего капремонта нам наверняка придется ждать как минимум лет десять?

    С иском к фонду капремонта он обратился в Ленинский районный суд, подробно изложив в заявлении свои претензии. К рассмотрению его принял судья Сергей Залесный. Рябчиков рассчитывал, что представитель Фемиды по крайней мере вникнет в суть иска.

    - Но заседание длилось всего минут 20, - вспоминает он. - И хотя прошло оно без участия ответчика, мой иск отклонили. Я подал апелляционную жалобу в краевой суд, но, не дожидаясь, пока она будет рассмотрена, фонд капремонта обратился уже ко мне с претензией по поводу тех самых 15 тысяч рублей, правомерность взыскания которых я оспорил в районном суде. Причем фонд обратился с иском почему-то в другой суд - Октябрьский, где, как ни странно, его приняли. Сложилась юридическая коллизия: одно и то же гражданское дело находится в производстве двух судов.

    По этому поводу Рябчиков все последние дни устраивает акции протеста: стоит в одиночном пикете с плакатом возле зданий краевого и Октябрьского районного судов.

    Фонд преткновения

    Еще прошлой осенью в ходе поездки на Кубань активисты ОНФ выяснили, что жители 131 многоквартирного дома в столице края платят взносы на капремонт по двум квитанциям. При этом деньги краснодарцев - свыше 400 миллионов рублей - лежат на счету регионального оператора фонда мертвым грузом, потому что программа выполнена всего лишь на 16,5 процента. Как установили "фронтовики", за такую работу в 2015 году краснодарские сотрудники фонда получили премию в размере... семи миллионов рублей.

    Впрочем, подобная ситуация типична практически для всех российских регионов. Согласно мониторингу ОНФ, заработная плата регоператоров, как правило, значительно выше средней по региону. Например, в 2014 году в Краснодарском крае средняя зарплата сотрудника фонда капремонта на 54 процента превысила среднюю зарплату по региону.

    С точки зрения закона платить взносы на капремонт жильцы обязаны. Совершенно очевидно, что злостным неплательщикам теперь придется экстренно гасить образовавшуюся задолженность, иначе ее взыщут в судебном порядке. Но вопрос с двумя квитанциями остается открытым.

    Прояснить его решил дотошный исследователь древностей Сергей Рябчиков, обратившись в суд по поводу актуальных современных проблем. И с ним трудно не согласиться, ведь из наших взносов на счетах фонда собираются огромные деньги, а о механизме контроля за ними пока, к сожалению, практически ничего не известно.

    Тем временем

    Как стало известно, недавно в Краснодарском фонде капремонта сменился руководитель - им стал Дмитрий Фабрикант.

    Его волевым решением был создан отдел внутреннего аудита, а вся информация о выявленных нарушениях была передана в правоохранительные органы.

    - Мы заинтересованы, чтобы ни один из этих фактов не замялся, - сказал он вчера в разговоре с корреспондентом "РГ". - Нам нужны подрядчики, которые будут работать честно, не пытаясь завысить объемы выполненных работ. Люди должны знать, что последнее слово всегда остается за ними - деньги подрядчику будут перечислены только после того, как работу примет уполномоченная группа собственников. Что касается конфликта с Сергеем Рябчиковым, то я постараюсь лично в нем разобраться, независимо от исхода судебных споров.

    Мнение

    Любовь Коваль, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов:

    - Когда люди получают квитанции с искаженными данными, под сомнение попадает и законность самого платежа, как произошло в истории с Рябчиковым. На мой взгляд, чтобы снять сомнения, надо назначить судебную экспертизу, которая определит реальную стоимость капитального ремонта фасада дома по адресу Красноармейская, 1. В суде первой инстанции не были исследованы ни решение общего собрания собственников квартир в этом доме, ни лицевой счет истца с аккумулированными на нем средствами, ни правовые основания для удержания с него дополнительного "целевого" взноса. Сам этот термин, на мой взгляд, в данном случае недопустим: ведь целевыми являются все взносы, собираемые на ремонт общего имущества собственников. Надо выяснить, по чьей вине допущена путаница. Надеюсь, Краснодарский краевой суд, куда подана апелляционная жалоба, прояснит ситуацию. Это нужно сделать, чтобы впредь не допускать подобных ошибок.

    Поделиться