Новости

30.06.2016 10:30
Рубрика: В мире

"Химчистка" перед продажей

Зараженные радионуклидами машины из Японии хорошо "почистят"
Межведомственная комиссия, в состав которой входят специалисты госорганов КР, предложила провести дезактивацию автомобилей с повышенным радиационным фоном. Всего в Бишкеке на данный момент находится несколько десятков таких машин.
С лета 2015 года в КР действует запрет на ввоз праворульных авто. Это обезопасило страну от появления на рынке новых машин с повышенным радиационным фоном. Фото: Сергей Лачугин С лета 2015 года в КР действует запрет на ввоз праворульных авто. Это обезопасило страну от появления на рынке новых машин с повышенным радиационным фоном. Фото: Сергей Лачугин
С лета 2015 года в КР действует запрет на ввоз праворульных авто. Это обезопасило страну от появления на рынке новых машин с повышенным радиационным фоном. Фото: Сергей Лачугин

"Фонящие" праворульные автомобили начали ввозить в Киргизию из Японии с 2011 года, после того, как на атомной станции Фукусима произошла известная всему миру катастрофа. Так, в 2014-м, по данным департамента профилактики заболеваний и экспертизы (ДПЗЭ) при министерстве здравоохранения КР, еженедельно в республику поступали одна-две машины с повышенным радиационным фоном - при норме в 25-30 микрорентген в час таможенники фиксировали 150-300 микрорентген.

По словам директора ДПЗЭ Толо Исакова, опасные автомобили арестовывали и отправляли на временное хранение в специальные места, изолированные от общественного доступа. Сегодня на охраняемых территориях в Бишкеке стоят около 200 машин. Главный вопрос: что с ними делать?

Попытки отправить их обратно в Страну восходящего солнца успехом не увенчались. Сообщалось, что японская сторона вроде бы и не против принять автомобили, однако Казахстан и Китай разрешения на транзит опасного груза не дали. Этот момент, кстати, вызвал недоумение у экспертов - именно через РК и КНР радиоактивные машины завозили в Киргизию. Почему же нельзя их вывезти тем же путем?

Радикальные способы решения проблемы вроде захоронения - в буквальном смысле слова - автомобилей, по словам Толо Исакова, рассматривались в последнюю очередь. Во-первых, на территории Киргизии и так достаточно могильников, в которых закопаны радиоактивные отходы. Во-вторых, при таком варианте необходимо будет постоянно охранять место захоронения машин. А для этого необходимы деньги, которых нет.

И вот специально созданная для поиска ответа на вопрос межведомственная комиссия предложила, как сообщается, единственный способ "исключить риск для здоровья населения и окружающей среды республики от негативного воздействия автомашин с повышенным радиационным фоном". Это их дезактивация на территории спецкомбината Государственного предприятия "Кыргызжилкоммунсоюз".

- Согласно закону, машины не могут быть растаможены и использоваться по назначению, - заявил "РГ" директор Центра госрегулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Байгабыл Толонгутов. - Мы консультировались с экспертами и пришли к выводу: именно дезактивация является самым лучшим вариантом в такой ситуации. Есть место, где ее можно провести, есть специалисты и методики.

В разработанном положении о дезактивации говорится, что она состоит из нескольких этапов: первичного, вторичного и дополнительного. После будет проведен углубленный радиационный контроль объекта. "По результатам обследования специалисты разрешат выпуск автомашины в свободное использование", - сообщили в центре госрегулирования.

Означает ли это, что автомобили после дезактивации могут быть растаможены и поступят в продажу? По словам Байгабыла Толонгутова, такое решение будут принимать в соответствующих госорганах. "Наша же задача - провести качественную очистку автомобилей, чтобы они после дезактивации стали безопасными для здоровья людей", - добавил он.

На данный момент, как пояснил директор центра, обсуждаются детали предстоящего процесса. "В частности определяются источники его финансирования", - отметил он.

Кстати, в проекте постановления правительства КР "очистку" автотранспортных средств с повышенным радиационным фоном, ввезенных из Японии, предлагается произвести за счет их владельцев. Но вот согласятся ли они платить за эту процедуру с учетом того, что продать автомобили с такой репутацией потом будет весьма затруднительно?

Тем временем

Летом 2015 года вступил в силу запрет на ввоз в республику праворульных автомобилей. Соответствующий закон подписал президент Алмазбек Атамбаев. Согласно документу, в стране вводится запрет на ввоз транспорта с правым рулем для регистрации и допуска к эксплуатации. Исключение составляет принадлежащий иностранцам транспорт, который ввозится на срок, не превышающий 6 месяцев. Кроме того, под запрет не попали машины, предназначенные для нужд коммунального и сельского хозяйства, строительства и содержания дорог.

Справка "РГ"

Дезактивация - вид обеззараживания, представляющий собой удаление радиоактивных веществ с зараженной территории, поверхности зданий, сооружений, техники, одежды. Она может проводиться двумя способами - механическим и физико-химическим. Первый предполагает удаление радиоактивных веществ щетками и подручными средствами, обмыванием струей воды, сдуванием. Он наиболее прост и доступен. Физико-химический способ - это применение растворов специальных препаратов, значительно повышающих эффективность удаления радиоактивных веществ.

По данным медиков, чтобы стали явными последствия для здоровья при постоянном воздействии 200-300 микрорентген в час, нужно подвергаться облучению в течение нескольких лет. Со временем организм подвергнется действию накапливающихся радионуклидов, что ослабит иммунитет, вызовет изменения в органах и существенно повысит риск развития онкологических заболеваний.

В мире экс-СССР Киргизия