Напомним, что на борту самолета находились 96 человек, в том числе - президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария. В январе 2011 года Межгосударственный авиационный комитет представил окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и в подготовке экипажа. Но многим полякам казалось, что президент их страны не мог погибнуть в столь прозаических обстоятельствах - фактически из-за ошибки пилота. Это и есть благодарная аудитория Антония Мачеревича, который уже шесть лет пытается подогнать факты под свою теорию о покушении на президента Польши и таким образом собирает вокруг себя дополнительный электорат для партии "Право и справедливость".
"Я думаю, что уже скоро будет представлена важная реконструкция событий, основанная на превосходной работе, которую сейчас заканчивает смоленская комиссия", - уже не в первый раз пообещал министр обороны Польши. По его словам, эта реконструкция покажет "как, с одной стороны, нас обманывали в последние годы, а с другой, как выглядели последние секунды этого полета. Мы увидим и услышим это". В том, что касается обмана, министр обороны абсолютно прав. Какие только абсурдные версии "покушения" не выдвигали в течение этих шести лет он и его единомышленники. В ход шли теории об искусственном тумане и взрывах на борту самолета, которые, кстати, исключила проводившая свое расследование польская комиссия под руководством тогда еще главы МВД Ежи Миллера. В качестве доказательств единомышленники Мачеревича представляли публике опыты с пустыми пивными банками и лопающимися в кипятке сардельками.
А после того как партия "Право и справедливость" выиграла парламентские выборы и Мачеревич стал министром обороны, у него появились средства на более дорогостоящие эксперименты. В феврале текущего года министр обороны сформировал спецкомиссию, которая должна работать в этом направлении, на что из бюджета страны выделяются миллионы польских злотых. Теперь эксперименты вышли на новый уровень. В частности, в мае представитель спецкомиссии заявил, что будет создана уменьшенная копия ТУ-154, на которой эксперты попытаются проверить свои теории. Но сам Антоний Мачеревич не желает дожидаться "новых фактов". В начале года местная пресса цитировала его заявления о том, что в Смоленске "Польша стала первой большой жертвой терроризма". Казалось бы, заявление министра обороны страны - члена НАТО, что на президента этой страны совершено террористическое нападение, никак не могло остаться без внимания среди партнеров по Северо-Атлантическому альянсу. Но его проигнорировали все до единого официальные лица в государствах альянса. Складывается впечатление, что уставшие от конспирологических теорий польских политиков западные союзники попросту не воспринимают всерьез заявления министра обороны Польши, которому через неделю предстоит принимать саммит НАТО в Варшаве.