01.07.2016 18:20
Поделиться

В Костроме открыли выставку о цыганах в кино

В Костроме герои съемок фильмов отечественного и мирового кинематографа стали участниками открытия новой выставки "Цыгане в кино" в первом в России музее цыганской культуры и быта.

Кострома отметила Год российского кино открытием выставки "Кострома кинематографическая", частью которой стала экспозиция, посвященная вкладу цыган в развитие кинематографа. Как рассказал на открытии выставки руководитель цыганского музея Сергей Андреев, многие цыгане, в том числе костромичи, участвовали в съемках фильмов, проходивших в Костроме. Самыми знаменитыми картинами стали "Жестокий романс", "Бесы", "Очи черные" и многие другие. Всего в Костроме, начиная с 1915 года, было частично или полностью снято более 100 кинокартин.

Многие режиссеры полюбили Кострому за то, что в ней сохранился образ купеческого города 18-19 веков: здесь практически не нужно строить декораций. В течение двух лет коллектив музея собирал архивные фотографии, посвященные истории и проведению съемок. В экспозицию вошли уникальные кадры интересных моментов киносъемок, так и не попавшие на телеэкран. А герои снимков с удовольствием находили себя в сценических костюмах и охотно позировали на фоне своих портретов.

- Кострома зажила кинематографом еще до революции. В 1910 году стараниями костромского купца Михаила Семеновича Трофимова появился первый кинотеатр на улице Ильинской, ныне - улица Чайковского. Люди стояли в очередь за билетами, чтобы попасть в кинотеатр. А в 1915 году Александр Акатов снял в Костроме первый черно-белый фильм под трогательным названием "Катерина-душегубка". В 1952 году вышла цветная полнометражная картина "Ревизор", - рассказал руководитель музея.

Впоследствии костромской купец Трофимов открыл в Москве кинофабрику "Русь", которая затем была преобразована в киностудию имени Горького. Специально на открытие экспозиции в музей пришла внучка первооткрывателя, которая рассказала, что годы спустя потомки купца стали актерами и участвовали в съемках фильмов на территории Костромы: ее мать снималась в фильме "Ревизор". Кадры из этого фильма также нашли свое отражение среди экспонатов музея. Однако узнать на изображениях свою мать именитая гостья не смогла, сославшись на то, что на момент съемок ей было всего пять лет.

Кроме наследницы Трофимова, гостями выставки стали несколько десятков костромичей, снимавшихся в разные годы в качестве актеров в фильмах "Бесы", "Китайский сервиз", "Сибирский цирюльник" и многих других. Вспоминая о своем опыте съемок в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс" в Костроме, Сергей Андреев отметил, что режиссер был очень требователен к деталям.

- Я снимался грузчиком в порту. Увидев меня, Рязанов сказал: "Я вас снимать не буду. Разве грузчики такие чистые бывают?". Тогда мы фартуки об колеса обтерли, гримеры сажей нас намазали, и все стало отлично. А потом я был довольно далеко от оператора, но у меня высмотрели золотое кольцо на пальце: "А ну-ка снимай кольцо! Мало ли в кадре блеснет? Нельзя!". Вот такие маленькие нюансы, а у Рязанова все было примечено, - рассказал он.

На открытии выставки актеры вспомнили, что на месте Костромского Кремля, который сейчас восстанавливается, во время съемок фильма "Жестокий романс" была построена декорация усадьбы Огудаловых, на фоне которой делались уличные кадры. А интерьерные съемки внутри усадьбы проходили уже на Мосфильме.

Особое внимание организаторы выставки уделили фильмам "Табор уходит в небо", "Цыган", "Мужики", а также картине "Неуловимые мстители", снятой по книге первого костромского "красного губернатора" Павла Бляхина "Красные дьяволята". Образ Яшки-цыгана, воплощенный в этом фильме талантливым актером Василием Васильевым, жившим в таборе, до сих пор считается одной из лучших цыганских ролей в кино.

Помимо кинематографических экспозиций и уникальных архивных фотографий, а также вырезок из старых газет, рассказывающих о жизни цыган, костромской энтузиаст собрал в музее самодельные куклы в цыганских нарядах, конскую упряжь, национальные костюмы, фрагменты бричек и интерьеров цыганских шатров, а также интересную коллекцию лошадиных подков - "на счастье".

- Об эту подкову разбивала бокал вина правнучка Павла Кадочникова, снимавшего в Костромской области, под Щелыковым, сказку "Снегурочка". На костромском ипподроме цыгане встречали ее чарочкой, и я выпросил эту подкову, - отметил Сергей Андреев.

Объясняя свое желание создать в Костроме цыганский музей, энтузиаст рассказал, что сам, хоть и русский, но возглавляет областную общественную организацию "Костромское объединение цыган" и цыганский ансамбль "Большое счастье". Изучая в течение семи лет цыганскую культуру и быт, он выяснил, что в России до сих пор не было ни одного цыганского музея, поэтому решил "восполнить этот пробел".