Новости

01.07.2016 13:54
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Лучшие выставки июля: Айвазовский, молодые художники и история кино

"РГ" выбрала пять наиболее интересных выставок июля. Третьяковская галерея представит масштабную монографическую выставку, посвященную Ивану Айвазовскому. На нескольких московских площадках пройдет V Московская международная биеннале молодого искусства. На ВДНХ в мельчайших подробностях расскажут об искусстве создания кино. Парк "Музеон" превратится на десять дней в цветущий сад в рамках Moscow Flower Show. А Театральный музей им. А.А.Бахрушина представит в фотографиях всю историю РАМТа, которому в этом году исполняется 95 лет.

Поэт моря

К 200-летию со дня рождения знаменитого мариниста Третьяковская галерея 29 июля открывает монографическую выставку "Иван Айвазовский".

Вряд ли в мире найдется человек, который ни разу не видел полотна, созданные этим художником. Айвазовского смело можно назвать баловнем судьбы. Ему, одному из немногих художников, довелось вкусить славу и богатство при жизни. Его картины по сей день нравятся абсолютному большинству людей. Павел Третьяков, обращаясь к Айвазовскому, в одном из писем писал: "…дайте мне вашу волшебную воду такой, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант". Его полотна - сегодня лидеры продаж на мировых аукционах русского искусства.

Сам художник говорил: "Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью". Так что Айвазовского по праву называют певцом и поэтом моря.

По словам самого автора, его кисти принадлежит почти 6000 работ. При этом не будем верить слуху, объясняющему такое количество произведений: якобы Айвазовский разрешал ученикам подписывать работы своим именем, чтобы продать их дороже.

Гостям покажут 100 живописных и 50 графических работ, в том числе самые значимые полотна художника: "Радуга" (1873), "Черное море" (1881; оба - Третьяковская галерея), "Девятый вал" (1850), "Волна" (1889; оба - ГРМ). Впервые зрители увидят никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно "У берегов Кавказа" (1885, Третьяковская галерея). А чтобы максимально погрузиться в атмосферу творчества Айвазовского и Крыма второй половины XIX века, посетителям представят разнообразные макеты кораблей, компасы, глобусы, подзорные трубы.

Документальный раздел познакомит с Айвазовским-меценатом, первым почетным гражданином Феодосии.

Приговор цивилизации

1 июля в столице стартует V Московская международная биеннале молодого искусства. Более 55 выставок запланированы к показу.

Основной проект биеннале "Глубоко внутри" будет представлен в пространстве Трехгорной мануфактуры. Выставки двух Стратегических проектов пройдут в Московском музее современного искусства и Государственном центре современного искусства. Специальные проекты можно будет увидеть в Мультимедиа Арт Музее, Центре современного искусства "Винзавод", Центре дизайна Artplay, а также в Московской области, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ижевске и на других площадках.

Проект "Глубоко внутри" создан на границе философии и искусства. Куратор Основного проекта британец Надим Самман сосредоточился на исследовании процессов, которые происходят в современном мире. Проблемам экологии и экономики, опасности новых технологий, социальной нестабильности будут посвящены работы 87 художников из 36 стран мира. Молодые художники в своих работах призывают нас задуматься, насколько утеряна нравственность в современном мире и почему мы все еще живем по принципу "после нас хоть потоп".

"Ежедневно миллионы людей получают опыт выхода из телесности, создавая аватары в социальных сетях или участвуя в онлайн-играх, - говорит куратор проекта. - Тем временем Google Earth и воздушные перелеты делают привычным для нас "взгляд бога" - снимки из космоса, вид из иллюминатора самолета. На фоне изменения климата, превратностей мировой экономики, социальной нестабильности и нравственных последствий информационной революции поэтика побега становится все более привлекательной. Мечта о совершенном ином мире порождает фантазии об эмиграции на нетронутые пляжи и даже экзотические планы колонизации Марса. Но что если эти видения - ловушки, а не выход? Что если цена билета слишком высока? Каждый старт ракеты обжигает землю. Tabula rasa, "чистый лист" - лишь плод модернистского тщеславия…".

Стратегические проекты посвящены еще одной наболевшей теме - параноидальной зависимости от технологий. Выставка объединит художников из Перу, Великобритании, Ирака, Швеции, Кувейта, Турции.

Как создавались киношедевры

В павильоне "Радиотехника" на ВДНХ 15 июля откроется выставка "Вам и не снилось…", посвященная искусству создания кино.

Выставка представит десятки оригинальных экспонатов из фондов Политехнического музея, Музея кинотехники и первой российской киностудии "Ленфильма", а также ведущих современных кинокомпаний и личных коллекций известных кинематографистов. Это архивные кадры со съемок, сценарии и раскадровки, легендарные кинокамеры, звукозаписывающие и проекционные установки, эскизы и макеты декораций, костюмы и аксессуары, фрагменты фильмов и музыкальных тем. Большинство экспонатов участвовали в создании всеми любимых киношедевров.

"Вам и не снилось…" будет включать 9 тематических блоков: "Кабинет продюсера", "Мастерская сценариста", "Режиссерский зал", разделы "Актеры", "Работа художника", "Камера и свет", "Монтажная" и зал "Прокат". О таинстве рождения фильма расскажут интерактивные инсталляции.

Выставка позволит заглянуть за кулисы съемочного процесса популярных и экспериментальных игровых фильмов - от первых немых постановок Василия Гончарова и Владимира Касьянова до будущих блокбастеров, которые еще только готовятся к выходу в прокат.

Организаторы обещают, что каждый гость экспозиции получит персональный аудиогид, а субботние и воскресные мастерские по съемке короткометражного кино помогут почувствовать себя частью съемочной группы.

Садом единым

C 1 по 10 июля в Парке искусств "Музеон" пройдет Международный фестиваль садов и цветов Moscow Flower Show. Это московский ответ знаменитому фестивалю в лондонском Челси.

Фестиваль - своего рода "Неделя высокой моды" в области садово-паркового искусства, на который съедутся дизайнеры и флористы из России, Великобритании, Голландии, Франции, Италии. Они не только превратят парк в райский уголок, но и проведут мастер-классы, на которых расскажут, как сделать нечто подобное на собственном огороде или даже маленьком балконе в городской квартире. Несколько лекций будут посвящены истории садово-паркового искусства в России, Англии, Франции, Голландии.

Запланирована презентация книги "Все в саду" и урок для маленьких садоводов - как малыши могут сделать сад своими руками. Каждый вечер на территории парка "Музеон" в кинотеатре под открытым небом будут показывать фильмы для семейного просмотра. Здесь же на фестивале 8 июля отметят "День семьи, любви и верности" - наш российский ответ дню Святого Валентина.

Лучших флористов выберет авторитетное жюри фестиваля, которое возглавит аккредитованный судья Королевского общества садоводов и популярный телеведущий BBC Джеймс Александер-Синклер. В состав жюри также войдут вице-президент Фонда парков и садов Франции княгиня Марисоль де ля Тур д'Овернь, директор Парка Горького Елена Тюняева, а также президент Moscow Flower Show Карина Лазарева.

Кроме садовых мастер-классов, гостей фестиваля ждет урок фотографии от Клайва Берснела. Почти полвека он фотографирует для Vogue, Cosmopolitan, BBC Wild Life, The Telegraph, The Sunday Times. Берснел расскажет о технике выбора перспективы, работе с освещением, выборе центрального элемента и фона, разберет распространенные ошибки при фотографии пейзажей.

Первый театр для детей

С 1 июля в Каретном сарае Главного здания театрального музея имени А.А.Бахрушина открывается выставка "Молодежный театр в преломлении эпох", посвященная истории Российского академического молодежного театра (РАМТ) со дня основания до недавних премьер.

В этом году РАМТу исполняется 95 лет. Экспозиция создавалась при участии главного художника Станислава Бенедиктова и художественного руководителя театра Алексея Бородина, который, кстати, возглавляет коллектив с 1980 года. В Москве откроется Центром экспозиции станет декорация Станислава Бенедиктова из спектакля РАМТа "Вишневый сад" А.П.Чехова. Внутри декорации будет представлен небольшой выставочный проект, посвященный руководителям театра разных эпох.

Когда-то РАМТ был первым в мире театром для детей. Первые 15 лет жизни, когда он именовался "Московский театр для детей", будут представлены на выставке фотографиями и эскизами костюмов художника А.Веснина к спектаклю И.Новикова "Жемчужина Адальмины", с которого 13 июля 1921 года и началась история РАМТа. Отдельная часть экспозиции будет посвящена основательнице театра и первому художественному руководителю - Наталье Сац.

В 1936 году начался следующий период жизни театра - он был переименован в Центральный детский и получил свое нынешнее помещение на Театральной площади. Во второй половине XX века к постановке спектаклей ЦДТ привлекал лучших драматургов и театральных деятелей того времени: Алексея Толстого, Вадима Рындина, Дмитрия Кабалевского, Бориса Эрдмана, Олега Ефремова (он начинал свою карьеру здесь как актер), Анатолия Эфроса, Виктора Розова… На его сцене ставились знаковые современные произведения и бессмертная классика, в том числе "Дубровский" А.Пушкина, "Белеет парус одинокий" В.Катаева, "Двадцать лет спустя" А.Светлова, "Город мастеров" и "Два капитана" В.Каверина.

РАМТом театр стал в 1992 году. Теперь в его репертуаре не только детские спектакли. Алексей Бородин так говорит о возрастной политике театра: "В словаре Даля слово "молодость" включает в себя все периоды становления человеческой личности - детство, отрочество, юность. И репертуар театра всецело соответствует своему названию. Здесь можно найти спектакли для всех возрастов: и детские, на которые приходят маленькие зрители со своими родителями, и  подростковые, и взрослые. В этом уникальность нашего театра".