Москва и Стамбул возобновят совместную борьбу с терроризмом

Встреча министра иностранных дел Сергея Лаврова и его турецкого коллеги Мевлюта Чавушоглу в Сочи продолжалась 36 минут. Это событие стало, пожалуй, самым важным на заседании Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Здесь, в сочинском пансионате "Русь", собрались главы МИД стран черноморского бассейна. Осуждались и другие важные темы - например, финансирование различных проектов в регионе, сооружение кольцевой дороги вокруг Черного моря и многое другое, но всем было понятно, что без согласия между Россией и Турцией строить планы развития сложно.

Мевлюта Чавушоглу, выходившего в сопровождении двухметрового охранника со сломанными ушами - настоящего янычара, разве что с зонтом вместо ятагана, журналисты окружили прямо на ступенях. Поэтому глава турецкого МИД, ранее планировавший собрать группу журналистов в тихом местечке за чашкой кофе, решил устроить импровизированную пресс-конференцию прямо на ступенях.

- Мы обсудили с моим другом Сергеем Лавровым возможность встречи лидеров наших стран уже в августе. Возможно, это произойдет здесь, в Сочи, - первым делом сказал Чавушоглу.

Что интересно, глава турецкого внешнеполитического ведомства в ходе ответов все время подчеркивал дружественные отношения с Россией. "Мы с моим другом Сергеем", "наши друзья россияне" и тому подобные выражения звучали в его речи постоянно. А ведь отношения, до этого не по российской вины испорченные, лишь только начали налаживаться.

Как заявил там же, в Сочи, Сергей Лавров, "в ходе телефонного разговора между Путиным и Эрдоганом 29 июня было признано, что сложились условия для нормализации отношений, после чего был подписан указ президента, согласно которому правительству РФ поручено вступить в контакт с правительством Турции для нормализации отношений между странами".

Российский министр отметил, что ограничения на турпоездки в Турцию снимаются, но призвал все же быть осторожнее, учитывая опасность терактов. "Турецкая сторона заявила, что примет все меры безопасности, но, и я сказал об этом господину Чавушоглу, россияне будут учитывать опасность терактов, особенно после произошедшего в аэропорту Стамбула".

Насколько важным вопросом стала для Турции борьба с терроризмом, показывает то, что министры в Сочи чуть ли не первым делом договорились о возобновлении работы совместной рабочей группы в этой области. Группа эта была создана довольно давно, но с 24 ноября 2015 года, когда был сбит российский бомбардировщик Cу-24 и погиб пилот Олег Пешков, совместная деятельность специалистов по борьбе с террором была заморожена.

"По большому счету, у нас с Турцией нет разногласий, кого считать террористами, - отметил Лавров. - Все они определены списком ООН". Также, по его словам, Турция и Россия пришли к взаимопониманию в некоторых вопросах относительно Сирии.

"Когда Россию обвиняют, что ее самолеты бомбят конструктивную оппозицию наряду с террористами, мы отвечаем, что те, кто не хочет попасть под удары вместе с "Джебахт ан-Нусрой и ИГИЛ (запрещенные в РФ террористические организации - авт.), должны уйти из регионов, занимаемых террористическими группировками. И турецкая сторона согласна с нами в этом вопросе", - отметил Лавров.

Авторитетно

В Сочи прошла рабочая встреча, которая была нужна чтобы запустить механизм восстановления отношений, - говорит директор Центра изучения современной Турции Ильшат Саетов. - Понятно, что диалогу глав МИДов двух стран в Сочи предшествовал долгий переговорный процесс. При этом инициатива исходила от турецкой стороны - перспективы роста недовольства Эрдоганом внутри Турции из-за усугубляющихся экономических проблем и роста терроризма перевесили соблазн создать из России внешнего врага.