03.07.2016 23:10
    Поделиться

    Андрей Максимов: Все мы - создатели культурного слоя

    Вот сижу я в красоте. На острове, который называется "Юность". Вокруг меня лепота невероятная, которая называется Ангара. Дело, между прочим, происходит в самом центре города Иркутска - тут тебе и остров и Ангара. А сижу я не просто так, а веду "круглый стол" под названием "Байкал - территория творчества". Рядом со мной губернатор области Сергей Левченко. Два с половиной часа длится "круглый стол", два с лишним часа главный начальник области слушает, что люди говорят о культуре, потому что ему интересно. Не перебивает. Не выступает. Ему, видимо, важно не сказать, а услышать.

    Людей много. Говорят заинтересованно. Иногда неожиданно. Например: "Мы все преклоняемся перед нашим земляком Денисом Мацуевым, он и фестиваль здесь проводит, и вообще часто приезжает. Но вы не могли бы ему передать, чтобы он играл более сложную и менее известную музыку?" Вот передаю: в городе Иркутске люди хотят слушать не популярную классику, а сложную. Такие дела... Люди говорят о культуре невероятно заинтересованно, как о чем-то близком и важном, их напрямую касающемся. Так заканчивается фестиваль "Культурная столица" и дается старт Международному культурному форуму "Байкал-Тотем", который откроется здесь в будущем году.

    "Кто хочет выступить?" - спрашиваю я. Лес рук. Некоторые, разумеется, выступают в любимом жанре наших людей - жанре отчета, мол, посмотрите только, сколько я сделал хорошего и полезного. Но огромное количество людей говорят о том, как сделать так, чтобы "Байкал-Тотем" прошел интересно и, главное, полезно. Например, пусть бы он способствовал открытию в Иркутске консерватории. А что? В других сибирских городах есть, а в таком большом городе нет. Непорядок. Вот мы все: кризис! кризис!.. А людям консерватории не хватает.

    Прямо на "круглом столе" возникла идея провести конкурс писателей, пишущих для детей, а победителей наградить на международной книжной выставке-ярмарке книг для детей и подростков. В России немало книжных выставок, а вот ярмарки детской литературы нет. Почему бы не провести ее в Иркутске на будущий год во время культурного форума "Байкал-Тотем"? Губернатору Сергею Левченко идея понравилась.

    Во время круглого стола художники просто-таки потребовали провести на форуме конкурс молодых художников. Чтобы на первом этапе работы отобрали специалисты, а победителей определили сами зрители. По-моему, очень хорошая идея.

    Когда писатель Андрей Швайкин (кстати, помимо взрослых романов он пишет еще и замечательные детские сказки) и автор-исполнитель Анатолий Борозненко придумывали свой фестиваль, они не просто так назвали его "Культурная столица". Иркутску в смысле культуры много есть чем похвастать. Вот, например, иду я по городу Иркутску после "круглого стола" с мыслью об обеде. Останавливается машина, из нее выходит человек и спрашивает: "Андрей Маркович, есть хотите? Поехали ко мне в галерею современного искусства". Я от парадоксальных предложений никогда не отказываюсь.

    Оказалось, человека зовут Виктор Бронштейн - бизнесмен, писатель, владелец огромной галереи современного искусства. Правда, огромной. Светлые большие залы, в них - картины современных иркутских художников. Если бы не Бронштейн, большинство этих произведений искусства никто бы никогда не увидел.

    Мы сидим в замечательном ресторане этой галереи, и бизнесмен Виктор Бронштейн подписывает мне свою книгу стихов. Зачем бизнесмен пишет стихи? Блажь? Называйте как угодно. Мне так кажется, что высказаться ему было надо - высказать себя. Оттого и книга стихов и книги прозы.

    Кто создает культуру? В широком смысле все мы. Неслучайно археологи называют слой земли, сохранивший следы деятельности людей, культурным. Все мы - создатели культурного слоя. Но среди нас есть творцы - те, кто не только потребляет, но создает. Творец может быть музыкантом, писателем, художником или бизнесменом, главное, что он хочет создавать свой мир.

    Зачем замечательный иркутский композитор Владимир Соколов создает театр? Не самодеятельный - городской театр "Пилигримы". Зал на сорок мест. Небольшая сцена. Зачем ему все это? А потому что Соколов - творец. Ему надо создавать свой мир. Ну, не сможет он без этого.

    Смотрю спектакль "Скифы". Что это, мюзикл? Музыкальная композиция? Музыкальный спектакль? Какая разница! Три совершенно поразительных молодых актера исполняют мощную музыку Соколова на стихи Мандельштама, Блока, других гениев. Это гимн России? Это плач о России? Опять же: не в определениях суть. Это музыкальные раздумья о своей стране, напрочь лишенные пафоса. В Иркутске мне сказали, что театр Соколова очень любит молодежь. Когда я смотрел "Скифов", понимал почему. Современным музыкальным языком Соколов говорит о главном. Такой разговор должен быть востребован.

    ... Я шел по вечерней, очень красивой набережной Ангары и думал: Чем определяется качество жизни города? Дорогами? Магазинами? Уровнем преступности? Все важно, без сомнения. Но есть еще такое понятие, как культура, ее наличие. Или отсутствие. Не может быть в городе жизнь качественной, если за культурой жители должны ехать в другие города.

    Культурный форум "Байкал-Тотем", проведение которого провозгласили на нынешнем фестивале, делает жизнь города качественней. Это важно.

    И девиз замечательный придумали опять же прямо во время "круглого стола": "Увидеть Байкал и жить!"

    Красиво. И по сути верно.

    До встречи через год на форуме!

    Поделиться