Виктор, хотелось бы начать с "горячей" темы. Вы работали в Бордо на суперматче Германия - Италия. Какие впечатления остались от этого четвертьфинала?
Виктор Гусев: Потрясающая серия пенальти, дуэль двух голкиперов. Единственное - немножко все было предсказуемо. После игры с испанцами, где Италия создала столько моментов, и Де Хеа выручал, я думал, что она все-таки изменит своему традиционному стилю. Немножко изменила, но все равно это была ее традиционная игра - оборона и контратаки. С другой стороны, возможно, то, что позволили им сделать впереди испанцы, не позволили немцы. И даже мяч, который итальянцы забили, был, что называется, необязательный. Боатенг сыграл рукой, но этого пенальти могло и не быть. Он не ликвидировал опасный момент таким фолом. Скорее это случайность. Подобное было в 1966 году, когда мы играли с португальцами в матче на третье место на чемпионате мира в Англии. И тогда наш грузинский защитник Муртаз Хурцилава тоже так прыгнул и ни с того, ни с сего сыграл рукой: случается от напряжения борьбы.
Поэтому игра Италия - Германия, я имею в виду основное время, получилась менее веселой, чем матч Италия - Испания, который был просто феерическим. Но зато в серии пенальти мы увидели, что даже великие футболисты нашего времени могут в ситуации, когда все на грани, мазать. Как не забил Озил, и Мюллер никак не может поразить ворота на чемпионатах Европы. Все это, конечно, компенсировало то, что я недополучил по ходу самого матча.
Мануэль Нойер сказал, что не припомнит такую серию пенальти - долгую и очень драматичную. А вы вспомните?
Виктор Гусев: Моя большая комментаторская карьера началась с серии пенальти. Первый по-настоящему серьезный репортаж - это чемпионат мира 1994 года в Америке, когда Бразилия и Италия сыграли вничью и били пенальти. И в решающий момент выше ворот ударил Роберто Баджо. Так что у меня с этого все началось, и к этому пришел (усмехается). Но все-таки такого я, наверное, не припомню. Потому что было очень много неточных ударов. Конечно, спасали вратари, но и сколько же промахов и каких-то странных. Как Пелле промахнулся, который сначала выпендривался, показывал что-то Нойеру, а потом Дзадза семенил и пробил выше ворот. Вообще очень странная была серия пенальти.
Многие эксперты говорили, что этот матч - скрытый финал, и его победитель будет фаворитом всего Евро. Согласны?
Виктор Гусев: Наверное, если в финал выйдет Португалия, то у потенциального второго финалиста, будь то Германия или Франция, все-таки более солидная команда. Тем более посмотрите, как бросает то в жар, то в холод Криштиану Роналду. Он же в игре с венграми спас команду. А по итогам матча с Польшей "Экип" ему поставил "тройку" по десятибалльной шкале. Он получил самую низкую оценку среди всех участников матча. Там были моменты, когда его выводили "один на один", а он не мог обработать мяч. Если бы Роналду находился в нормальной форме, это был бы гол. Говорят, что Уэльс - это Бэйл плюс десять игроков. Ничего подобного. Мы увидели, что там кроме Бэйла есть другие футболисты.
А вот то, что Португалия сейчас - это "Роналду плюс десять" - совершенно точно. Если Криштиану не играет, то команде приходится очень и очень сложно. Поэтому я, для начала, не ставлю на Португалию в матче с Уэльсом. И, во вторых, из другой части турнирной сетки в финал выйдет команда, которая гораздо сильнее той же Португалии. Поэтому финал будет как раз в матче в Марселе, где Германия сыграет с Францией. А матч немцев с итальянцами был, если хотите, не четвертьфиналом, а полуфиналом. И хотя все решили пенальти, где могли выиграть и те, и другие, победа Италии, на мой взгляд, была бы не очень справедливой.
Все-таки матч с Испанией - это было немного самообольщение. А итальянцы - они такие, какими мы их себе и представляем. И эта тоска по центральному нападающему, какими были Вьери, Виалли - по-прежнему такого человека нет. Они предпринимают какие-то судорожные попытки, вызывают Пелле, Эдера. Этим ребятам по 29-30 лет, и они вдруг получают приглашение в сборную, потому что нет центральных нападающих. Приглашаются люди, которые для прежней сборной Италии были бы просто какими-то случайными фигурами и никогда бы не попали в нее. Другое дело, что такая проблема есть во многих командах. Мы и в России об этом давно говорим, а дефицит центрфорвардов - проблема мирового футбола. Поэтому полузащитники начинают занимать их места. Видимо, к этому привели какие-то новые тактические варианты построения игры, принцип перепасовки...Вот центральные нападающие и вымирают, как мамонты.
Но успех команд типа Исландии и Уэльса как раз свидетельствует о возвращении более простого футбола.
Виктор Гусев: Совершенно верно. Но не за счет возвращения центрфорвардов. Смотрите - валлиец Робсон-Кану забил Уэльсу, и мы все восторгаемся тем, как он это сделал. А ведь в принципе такие голы были нормальным явлением для нападающих прошлого - Гердта Мюллера, того же Вьери. Думаю, что как мода возвращается, так и в футболе снова придут к мощным центральным нападающим, которых снова будут выращивать и которые будут украшением футбола.
Результативность на этом чемпионате в целом невысокая. Как это объяснить?
Виктор Гусев: Это часть той же самой проблемы. Забивают же центральные нападающие. Кроме того, многие команды хорошо играют в защите, обороняются большим числом. Футболисты хорошо подготовлены физически, поэтому полузащитники и центральные нападающие успевают отходить назад, не допускать ударов из-за штрафной, большинство из которых сейчас блокируется. И еще одна вещь, о которой нужно в очередной раз говорить - напряженность клубного футбола. В той же Англии очень напряженный чемпионат, где игрокам просто не дают продохнуть. И ни Кейн, ни Варди не показали себя на Евро так, как в чемпионате. У них просто не хватило сил. Кто-то просто больше отдохнул. И в этом я вижу одну из причин успеха Уэльса на фоне той же Англии.
Вы будете комментировать полуфинал Португалия - Уэльс. Какие ожидания? Португальцев много критикуют за то, что команда ни разу не выиграла в основное время, и добралась при этом до полуфинала.
Виктор Гусев: Да, португальцы со всеми своими соперниками за 90 минут основного времени сыграли вничью. И если так дальше пойдет, у нас может появиться чемпион Европы, не выигравший ни одного матча. Думаю, что на данный момент португальцы не заслуживают титула. Они все за спиной у Криштиану Роналду и только подыгрывают ему. Когда он немножко не в форме, даже не видно других людей, которых можно выделить. За исключением молодого Санчеша. Вот он может вытянуть и сделать очень много. Не исключаю, что Португалия сможет выехать на этом 18-летнем парне.
Перед началом турнира вряд ли мы могли представить такой полуфинал - Португалия - Уэльс. Согласны?
Виктор Гусев: Уэльс понятно что мало кто ожидал увидеть в полуфинале. Да и Португалию, в принципе, тоже. Но мы не могли предвидеть, что команды так распределятся по турнирной сетке. А за счет того, что испанцы и англичане не заняли первые места в группах, все очень неравномерно перераспределилось. После чего были уже сенсации внутри этой сетки плей-офф.
Уэльс в финале уже не вызовет удивления?
Виктор Гусев: Нет, ничего удивительного не будет. Конечно, у Уэльса огромная потеря - это Рэмси, который получил две желтые карточки. Для команды он не менее важен, чем Бэйл. Очень досадно, и тренер должен подумать, кем его заменить и как вообще без него построить игру. Но в принципе Уэльс - это команда уровня английской премьер-лиги. Почему она не может побороться с Португалией, у которой далеко не все в порядке. Так что победа Уэльса не будет большой сенсацией в рамках того, что происходит на этом турнире.
Как вам чемпионат с точки зрения комментатора? Имею в виду условия работы, атмосферу и так далее.
Виктор Гусев: Для комментаторов все нормально, потому что уже давно этим занимается не конкретная страна, а международные организаторы. Есть определенный стандарт, от которого давно уже никто не отходит. С точки зрения связи, звука все идеально и четко.
А в плане логистики на этом Евро не было приключений у вас из-за отмены поездов, забастовок?
Виктор Гусев: У меня было два матча в Лансе. Это очень маленький городок, игры заканчивались довольно поздно, и оставался только один обратный поезд в соседний Лилль, где жили многие болельщики и журналисты. На перроне выстроилась огромная толпа людей, которые в этот последний поезд должны были сесть. Многие думали, что места всем не хватит. В конце концов все как-то уплотнились, как сельди в бочке, и попали. Но все дело в том, что поезд уходил по расписанию, а толпа огромная. И идет проверка службы безопасности. Становится ясно, что теми темпами, которыми они каждого проверяют, никто не успеет сесть на поезд. И они, тщательно ощупав 30 человек, просто махнули рукой и пустили всю толпу. Тем самым обесценив свою же первую проверку. Это было удивительно.
Особые меры безопасности лично вы чувствуете?
Виктор Гусев: По-разному. Где-то более внимательны, где-то менее. Такое ощущение, что когда схлынула волна беспорядков с участием болельщиков, то как-то все немножко даже расслабились. Все эти болельщицкие истории и конфликты даже затмили, хотя странно об этом говорить, ту угрозу, которой мы все боялись с самого начала. Но бдительность нельзя терять до последнего момента, потому что впереди еще полуфиналы, финал на "Стад де Франс". Там, думаю, меры безопасности усилят.
Вы работали во Франции на чемпионате мира-98. Можете сравнить эти два турнира?
Виктор Гусев: Тогда вообще в мире была другая ситуация. Не было всех этих террористических угроз, и обстановка была гораздо более расслабленная. Тогда была хорошая беззаботность, а сейчас все-таки напряжение чувствуется больше. Но это издержки времени, с этим ничего не поделаешь. 98-го года уже не вернешь.
Финал Евро показывает "Первый", а вы будете на нем работать. Есть какие-то личные предпочтения? Кого бы хотели в решающем матче увидеть и чего от него ждете?
Виктор Гусев: Хочется, чтобы в финале была равная борьба. Наверное, хотелось бы, чтобы Уэльс дошел до финала. Но если Уэльс туда выйдет, отдав все силы, и попадет на "заряженную" Францию, это будет неравный бой и ничего интересного не будет. Я очень боюсь слабого соперника из левой части сетки. Это может немножко подпортить финал. А вот если Уэльс поймает невероятный кураж, вернется Рэмси, Бэйл выступит, как должен самый дорогой футболист в мире, то в этом будет больше интриги, чем мы будем думать, сыграет ли Криштиану Роналду, или это будет не его день.
Не грустно от того, что мы - немножко чужие на этом празднике жизни, а сборная России давно уже находится дома?
Виктор Гусев: Конечно грустно и хочется, чтобы наши достойно выступали. Но все равно это такой праздник футбола, который сам по себе очень ценен. Мы вспоминали 98-й год, а там нас вообще не было. Это конечно портит настроение, но не окончательно. Думаю, что и у нас болельщики, порасстраивавшись по поводу нашей команды, продолжают смотреть трансляции и выбирают себе сборные для локального боления в рамках этого турнира. Поэтому отсутствие сборной России, мне кажется, не должно испортить праздник.
Если не секрет, у вас лично есть команда, помимо сборной России, за которую особенно переживаете?
Виктор Гусев: Поскольку я люблю английский чемпионат, мне всегда нравилась сборная Англии. Теперь, наверное, для меня воплощение британского футбола - это Уэльс. Но в любом случае в комментаторской кабине, когда не играет сборная России, ты ни за кого не болеешь.
Все спорят, на пользу ли пошло расширение Евро до 24 команд. Ваше мнение?
Виктор Гусев: Многовато. Я бы все-таки вернулся к прежней системе. Те же Исландия или Уэльс, занявшие вторые места в своих отборочных группах, имели бы возможность блеснуть и при предыдущей системе. Но я еще больше против того, что планируется через четыре года, когда чемпионат Европы разойдется по разным странам. Я себе это не очень представляю. Потому что для меня весь смысле этого праздника - когда все в одном месте. Даже когда были близкие Польша и Украина, Австрия и Швейцария, Бельгия и Голландия, мне и это казалось размыванием самой сути чемпионата. Он должен быть в одной стране и желательно в городах, которые рядом располагаются. Чтобы все это было как единый стадион. А когда это предлагается по всей Европе разбросать, то это просто повторение отборочных матчей, только на другом уровне.