Документ будет опубликован в ближайших номерах "Российской газеты".
В конце прошлого года, напомним, Госдума обязала регистрировать все дроны весом более 250 граммов. В эту категорию попали и детские игрушки-вертолеты, и спортивные модели. Новый закон отменяет эти правила, делая нормы для беспилотников более мягкими.
Минтранс поддерживал эту инициативу. "Сегодня даже школьники управляют моделями вертолетов не хуже заправских пилотов. И нам кажется оправданным повышение планки, при которой требуется регистрация беспилотных аппаратов, именно до 30 килограммов", - говорил ранее в интервью "РГ" министр транспорта Максим Соколов. При этом он подчеркивал, что такое смягчение правил не избавляет от ответственности тех, кто использует летательные аппараты в запретных для полетов зонах - в приаэродромных территориях, в зонах специальных объектов.
Открытым остается вопрос создания инфраструктуры по контролю за малыми беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), в частности, для предотвращения столкновений, обеспечения неприкосновенности частной жизни, защиты коммерческой и государственной тайны. Эксперты неоднократно отмечали, что резкий рост продаж легких квадрокоптеров привел к увеличению случаев их столкновения со зданиями, линиями электропередачи, людьми и животными.
По данным НП "ГЛОНАСС", в прошлом году в мире было продано более миллиона дронов массой до 30 килограммов. К 2025 году общее количество проданных аппаратов составит 100 миллионов и их продажи сравняются с продажами автомобилей. И речь идет именно о потребительских и коммерческих дронах, а не военных БПЛА.
"Также не за горами появление коммерческих сервисов, предоставляемых со стороны владельцев дронов: по наблюдению, сбору параметров окружающей среды и заказной транспортировке, - считает эксперт по новым продуктам компании "Техносерв" Сергей Строганов. - И в продолжение этого нас ждет появление компаний-агрегаторов таких сервисов, работающих по принципу Uber, только заказывать мы будем не автомобиль, а беспилотник".
Основатель сети детских инженерно-технических клубов "Информатикум" Антон Михайлов:
- Любой беспилотник - опасный аппарат и обращаться с ним необходимо также аккуратно, как с газонокосилкой. Твердые винты, созданные из металла или карбона, крутятся с огромной скоростью и неосторожное обращение с коптером может привести к серьезным травмам. Поэтому на в коем случае нельзя трогать и пытаться остановить дрон руками или ногами, лучше отключить питание. Не стоит запускать беспилотники дома: в лучшем случае они повредят мебель, а в худшем - нанесут вред здоровью окружающих. По этой же причине для полетов не подходят жилые кварталы.
Для самостоятельного создания дронов необходимо обладать специфическими знаниями в области инженерии, а если сборкой занимается ребенок, процесс должен проходить под руководством опытного инженера или коптеростроителя. К примеру, неправильное подключение питания батарей, которые несут в себе большую силу тока, может привести к взрыву аккумулятора и сильному удару током.
Средняя стоимость готовых коптеровсредней мощности, скорости и маневренности - около 50 тысяч рублей. Самостоятельная сборка подобных моделей с нуля обойдется дешевле - примерно 30 тысяч рублей. Некоторые энтузиасты вкладывают и меньшие суммы (15 -18 тысяч рублей), используя более дешевые комплектующие, однако такие дроны быстро выходят из строя.
В повседневной жизни потребительские беспилотники используются для двух целей: развлекательной и образовательной. В первом случае люди покупают коптеры с видео-камерами, чтобы снять отдых с высоты птичьего полета, к примеру, прогулку на яхте. Во втором случае родители приобретают дроны для детей, чтобы они научились управлять ими. А более продвинутые мамы и папы отводят детей в инженерные клубы, где они учатся собирать беспилотники самостоятельно. Изучая коптеростроение и пилотаж дронов, школьники готовятся в будущем получить летные профессии.