Поводом для рассмотрения дела послужила ситуация в Иркутской области. На территории муниципального образования "Город Братск" находится земельный участок, принадлежащий Группе "Илим", на котором расположен целлюлозно-бумажный комбинат. Спорная ситуация возникла после вступления в силу поправок в законодательство, изменивших порядок начисления налога за землю - от кадастровой стоимости. Для участка "Илим" в Братске она составила свыше семи миллиардов рублей.
Однако затем собственник обратился в комиссию по решению спорных вопросов с просьбой признать кадастровую стоимость объекта недвижимости равной рыночной (закон это позволяет). И сумма налогообложения упала сразу в 15 раз - до 452 миллионов рублей. Оспорив такое решение в суде, администрация муниципального образования выиграла дело. Однако затем апелляционные инстанции - вплоть до Верховного суда РФ - с этим не согласились, сославшись на нормы закона.
В частности, статья 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" позволяет органам госвласти и МСУ оспорить результаты определения кадастровой стоимости только "в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
По мнению заявителей, такое положение отнимает у муниципалитетов гарантированное право на судебную защиту, а потому не соответствует Конституции. Однако в ходе публичных слушаний по делу представители органов власти, принявших и подписавших оспариваемый акт, подчеркивали, что нарушения нет, поскольку муниципалы имеют право вносить свои предложения и высказывать замечания до утверждения кадастровой оценки объекта недвижимости, а также входить в состав комиссии по разрешению споров.
- Решения комиссии могут быть оспорены в суде, основанием для этого может стать недостоверность сведений, на основании которых проводилась оценка, и органы власти вправе направить такое обращение, - добавил полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов. - При этом не обязательно, чтобы оспоренный объект находился в их собственности. Полагаем, что норма не нарушает права органов МСУ, а направлена на защиту прав собственников.
В профессиональном сообществе оценщиков позицию органов власти в целом поддержали. При этом представители и Совета Федерации, и Госдумы отметили, что поскольку земельный налог формирует местные бюджеты, "орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном в оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений". Однако на практике это положение порой не работает, что и пришлось констатировать судьям КС.
- Как общее правило норма статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности в РФ" соответствует Конституции РФ, - пояснил руководитель Секретариата КС РФ Владимир Сивицкий. - Законодатель не был обязан предоставить органам МСУ оспаривать любую оценку. Однако в определенных ситуациях муниципалитетам необходимо дать право на судебную защиту. По решению КС РФ, органы местного самоуправления и государственной власти получат возможность через суд оспорить решение комиссии в том случае, если объект им не принадлежит, при трех условиях: если дело касается крупного земельного участка, расхождение между рыночной и кадастровой стоимостью достаточно велико, а доля поступлений в бюджет от конкретного объекта значительна. Федеральному законодателю необходимо внести изменения в нормативно-правовое регулирование, прописать размеры "крупного" и "значительного". "На основе решения КС РФ дело об участке в Братске подлежит пересмотру", - добавил Сивицкий.
Напомним, федеральный закон о единой методике определения кадастровой стоимости и передаче полномочий по кадастровой оценке недвижимости специально создаваемым региональным ведомствам, который вступит в силу с 1 января 2017 года, расширяет возможность для обжалования оценки.