05.07.2016 12:07
    Поделиться

    В Смоленской области началось банкротство производителя хрусталя

    В Смоленской области открыто производство по делу о банкротстве Первомайского стекольного завода, одного из трех российских производителей хрусталя. Все они расположены в регионах ЦФО, и, судя по информации "РГ", два других предприятия пребывают в значительно лучшем положении. Однако для этого их руководителям пришлось полностью пересмотреть подход к бизнесу.

    И митры, и кепки

    Основанием для признания Первомайского завода банкротом послужила сравнительно небольшая - 13,4 миллиона рублей - задолженность перед поставщиком природного газа. Соответствующее заявление поступило в суд 8 июня, заседание по проверке обоснованности изложенных в нем требований назначено на 13 июля. На пост временного управляющего выдвинута кандидатура одного из членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

    Стоит отметить, что Первомайский - один из старейших заводов в регионе. Он был основан рославльским купцом Яковом Магидсоном еще в 1879 году. В то время на нем работало около 350 человек, которые производили оконное стекло и бутылки. Свое нынешнее название предприятие получило после революции и национализации, а первое хрустальное изделие выпустило накануне столетнего юбилея - 18 декабря 1977-го. Сейчас на заводе есть прекрасный музей стекла, где собраны образцы всех изделий, когда-либо созданных местными мастерами, в том числе на заказ, в подарок конкретному человеку. Так, здесь хранятся копии вазы, в свое время подаренной руководством области генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, хрустальной митры, выполненной для митрополита Кирилла, и кепки, которую смоляне вручили на добрую память бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову.

    В официальный перечень градообразующих завод не включен, но по факту он является основным работодателем в поселке Первомайском. В последнее время здесь работало около двухсот человек. С финансовыми трудностями, возникшими из-за снижения спроса на выпускаемую продукцию, предприятие столкнулось достаточно давно. Ситуацию осложняли взаимоотношения руководства с органами местного самоуправления. Любопытно, что еще в 2013 году губернатор Алексей Островский обещал коллективу предприятия поддержку, а в здании обладминистрации появился киоск, торгующий хрустальными изделиями. Основными потребителями продукции в последнее время стали Азербайджан и Казахстан.

    - Сегодня на Первомайском функционирует самая большая в стране печь для варки хрусталя, - рассказал сотрудник предприятия Максим Ракитин. - И это позволяет называть завод крупнейшим на территории России. Все производство полностью ручное. Так же работают в Чехии, где огромное количество производств - и все завалено хрусталем, и все живут, и все зарабатывают, и всем есть место… А в России, где рынок сбыта намного шире, три завода не могут свести концы с концами. Обидно, когда покупатель сравнивает чешский и российский хрусталь и отдает предпочтение раскрученной богемской марке, хотя и технологии, и качество - одни и те же.

    Бизнес на "мухах"

    У предприятий во Владимирской и Брянской областях, в отличие от смоленского, самое плохое, стоит надеяться, позади. Так, знаменитый Гусевской хрустальный завод прекратил функционировать в ноябре 2011 года. Владельцы решили его закрыть, когда из-за долгов здесь отключили электроэнергию и погасили последнюю стекловаренную печь. Ликвидация производства с 260-летней историей означала для области потерю одной из "визитных карточек", а для жителей города - рабочих мест и перспектив. А потому власти предприняли все меры для привлечения инвесторов и спасения завода.

    В итоге простой длился недолго. Уже в апреле 2013-го начались работы по восстановлению предприятия, а в декабре задышали печи и состоялось торжественное открытие. На глазах изумленных гостей бригада стеклодувов "сваяла" из раскаленной стеклянной массы "фирменного" коня. Теперь он находится в заводском музее, олицетворяя новую страницу богатой истории предприятия.

    Ширпотреб, на который ориентировались в последние десятилетия, глушил творчество и стал огромным минусом в конкурентной борьбе

    Параллельно с восстановлением шел поиск новой концепции. Художники, когда-то создававшие в этих стенах шедевры мирового уровня, доказывали, что ширпотреб, на выпуск которого завод ориентировался в последние десятилетия, фактически глушил творчество и стал огромным минусом в конкурентной борьбе. Хрусталь - все-таки драгоценный материал, а массовое производство его обезличило. Вспомнили, что и завод, основанный в 1756 году русским купцом Акимом Мальцовым, не был прибыльным. Убытки от хрустальных изделий хозяин покрывал за счет текстильного и других производств. В результате с риском для себя новые инвесторы - несколько физических лиц - сделали ставку на уникальность.

    Проектная мощность возрожденного предприятия - три тонны хрусталя в сутки (при массовом производстве варилось 50). Здесь работают три горшковые печи, в каждой - два горшка по 350 килограммов. После обеда в них закладывают компоненты, всю ночь стекло варится, и к утру оно готово для выдувальщиков. Преимущество в том, что можно одновременно делать стекло шести цветов, а за месяц поменять всю цветовую гамму, в том числе с использованием редкоземельных элементов. Такая мобильность дает художникам более широкие возможности для творчества, открывает перспективы развитию новых и давно забытых направлений. Сейчас здесь стали широко использовать "накладной" хрусталь, что в переводе с профессионального языка означает многоцветный. А еще внедрили прежнее направление "русские эмали". Это сочетание росписи и алмазной грани было развито в России в начале прошлого века - в стиле модерн.

    Гусевской завод может выпускать фирменные хрустальные открытки и призы для конкурсов. Знак качества, который вручается лучшим предприятиям страны, тоже создан и произведен специалистами этого предприятия. А недавно потомственный стеклодел заслуженный художник России Владимир Касаткин разработал несколько вариантов рюмки "муха".

    - В царской России в трактирах специально для пьющих держали маленькую рюмочку, муху, - рассказывает он. - Хозяин бесплатно подавал в ней дозу алкоголя в 50 граммов, чтобы человек не напился. Но тот шел от одного заведения к другому и к концу дня был пьяным. Отсюда и выражение "под мухой". Но в отличие от старинной наша "муха" рассчитана на туристов.

    Мастера Гусевского завода признают, что после перехода от былых промышленных масштабов к "историческому эксклюзиву" работать здесь стало интереснее. Да и экономика выправилась: уже в первый год работы коллектив вышел на безубыточность. Так что о выбранном направлении здесь не жалеют.

    Гостям рады

    По-новому заработали и в брянском Дятькове. Если до сих пор город был известен только своими хрустальщиками, то сейчас здесь начали создавать целый туристско-рекреационный кластер.

    Такой ход предприниматель Сергей Авдеев, который взялся за возрождение древнего промысла, считает наиболее грамотным в нынешних условиях. По сути, два предыдущих десятилетия производство уничтожалось сомнительными сделками с банками, безденежьем и прочими бедами. Зимой прошлого года здесь наконец удалось запустить первую стекловаренную печь, хотя предприятие - точнее то, что от него осталось, - было уже на грани закрытия. К работе приступили 170 человек. А затем начали строить новый корпус, где разместятся печи для варки цветного стекла, участки химполировки и обработки. Мастера-стеклодувы в Дятькове еще остались, хотя, как полагает инвестор, специалистов все же придется искать или готовить.

    После перехода от былых промышленных масштабов к "историческому эксклюзиву" работать стало интереснее

    А кластер "Хрустальный город", на который уповают в Дятькове, вошел в реестр инвестиционных проектов и федеральную программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ". Он должен стать "визитной карточкой" не только города, но и всей области, уверяют хрустальщики. Объекты туристической инфраструктуры займут 21 гектар. Замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова, которую ознакомили с проектом во время приезда в Брянск, заявила, что отечественные промышленники могут не только сохранять традиции, но и развивать их с помощью современных подходов.

    Сейчас среди былой заводской разрухи уже можно видеть огромное здание ярких цветов - один из объектов будущего кластера. Как пояснил гендиректор ООО "ДХЗ плюс" Игорь Иванин, в нем разместятся торговые и развлекательные заведения, выставочные залы, музыкальная гостиная, художественная галерея и камерный зал. Одновременно ведется строительство нового производственного корпуса. На большой территории завода заменили инженерные сети, подготовили к сдаче котельную и газораспределительную станцию. Они рассчитаны в том числе на новые цеха, которые только предстоит построить.

    За всем этим - немалые вложения предпринимателя, который вряд ли стал бы рисковать без предварительного изучения рынка хрусталя. Его ниши сегодня во многом заполнены импортными изделиями, но ничто не мешает потеснить иностранцев, особенно если за плечами огромная художественная школа. Кстати, дятьковцы уже представили в облправительстве свои новинки. Экспертно-художественный совет оценил 91 единицу номенклатуры - декоративные вазы, питьевые наборы, предметы для сервировки стола. Всем творениям мастеров присвоили статус изделий народных художественных промыслов. Как уверяют специалисты, в них угадываются черты девятнадцатого столетия.

    Между тем

    Трудные времена переживает еще один смоленский производитель стеклянных изделий - завод "Ситалл". Это первое приватизированное предприятие области (1992 год), для модернизации которого впервые в регионе привлекались средства Европейского банка реконструкции и развития. Сферой деятельности завода является выпуск бутылок, тары для пищевых продуктов и парфюмерных изделий. С конца 2015 года в областной Арбитражный суд поступило уже более десяти заявлений о признании предприятия банкротом. Однако они не были приняты к рассмотрению, поскольку руководителю завода удается оперативно погашать задолженность перед кредиторами. Чистый убыток "Ситалла" в 2015-м превысил 225 миллионов рублей. В марте 2016-го следственные органы возбудили уголовное дело в отношении гендиректора, заподозрив его в сокрытии средств, предназначенных для взыскания налогов.

    Поделиться