Новости

05.07.2016 14:21
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Флотилия семейного просмотра

Кино доплыло по Неве до "Сердца Байкала"
Это был кинофорум с очень необычной дислокацией. Впервые в истории фестивального движения была построена кинофлотилия, которая сначала отправилась в навигацию по Неве, а затем пришвартовалась к пяти набережным Санкт-Петербурга. И на городских улицах зазвучали голоса Леонида Утесова, Любови Орловой, Алексея Рыбникова, Татьяны Самойловой, Олега Даля...
 Фото: Пресс-служба фестиваля "В кругу семьи"  Фото: Пресс-служба фестиваля "В кругу семьи"
Фото: Пресс-служба фестиваля "В кругу семьи"

В Санкт-Петербурге на международном кинофестивале "В  кругу семьи" осваивали новый способ демонстрации фильмов: на специальных понтонах создали водные кинотеатры, в которых ночью нон-стоп показывали шедевры из золотой коллекции Госфильмофонда, а также российские и зарубежные премьеры картин о семейных ценностях.

Много ли новых фильмов можно отнести к этой категории, и зачем сегодня нужны кинотеатры на воде, мы обсуждаем с президентом общенациональной программы "В кругу семьи" Александром Ковтунцом. Ведь в эти дни фестиваль на Неве передает эстафету его следующему проекту - кинофоруму "Сердце Байкала": до 9 июля в Иркутске и Иркутской области на открытых городских площадках будут демонстрироваться программы семейного и детского кино. Все мероприятия для жителей региона проходят бесплатно.

Александр Сергеевич, в разных городах на каждом фестивале ваша команда во главе с  арт-директором Александром Калмыковым готовит уникальное "водное" представление: в Калининграде в юбилейный год Чайковского это был балет "Лебединое озеро", сыгранный прямо на воде, на озере Верхнее; под Иркутском - феерическое лазерное шоу и концерт Дениса Мацуева на Байкале… В Санкт-Петербурге ваша любовь к водным культурным проектам достигла петровских размахов, и вы построили целую кинофлотилию. Поделитесь опытом создания плавучих кинотеатров.

Александр Ковтунец: Мы каждый раз стараемся придумать что-то необычное, чтобы возникла особая атмосфера. Ведь для семьи важна атмосфера, а мы сейчас говорим про семейное кино.

Кинотеатры на воде - наше ноу-хау этого года, ни на одном фестивале мира не было ничего подобного. У нас было пять понтонов. Изначально мы хотели сделать больше, но они оказались невероятно дорогими, и мы ограничились пятью. Нужно же было и сам понтон построить, и его оборудовать, поставить экран, качественный звук, придумать декорации, подходы к нему, надежно укрепить, а время от времени еще и отправлять в плавание - когда нам давали фарватер. Когда же кинотеатры стояли на причале, любой прохожий мог увидеть избранное из коллекции Госфильмофонда советского и российского кино, и некоторые фестивальные конкурсные фильмы семейной тематики.

Мне кажется, такие необычные показы должны привлекать зрительское внимание к семейному и детскому кинематографу. Не к какому-то коммерческому кино, а именно к той идее, ради которой мы и проводим фестиваль: к идее семейного возрождения. Это запоминается, и если мы не навязываем семейные ценности, а преподносим  их креативно, то тогда люди с удовольствием идут на сеансы.

На фестиваль, "в круг семьи", фильмы отбираются самые разные - от режиссерского дебюта Юрия Куценко "Врач" до картины обладателя Оскара, итальянского режиссера Габриеле Сальваторес "Невидимый мальчик". Вы готовите две международные программы - взрослую и детскую. Какую сложнее собрать? И почему так тяжело обстоят дела с популяризацией детских фильмов - ведь никто не против ни семейного, ни детского кино, но почему его так сложно увидеть в прокате?

Александр Ковтунец: С точки зрения телевидения, мешает закон о невозможности показа рекламы в детских фильмах. А с точки зрения кинотеатров, им лень рисковать и заниматься историями, у которых нет большой рекламной кампании. Три года назад мы выпускали фильм "Страна хороших деточек", и он шел одновременно с "Хоббитом". У нас было 30 миллионов на поддержку, а там - 300 миллионов. Нас поставили на 9 и 12 утра, их - во все остальные сеансы.

Существуют продюсеры, которые снимают детское кино, но так как его сложно показывать, их все меньше и меньше становится. Но я уверен, что мы преодолеем эту ситуацию - не знаю как, но дорогу осилит идущий. Например, у нас на фестивале шел детский фильм "Тайны Снежной королевы", который много лет снимала Наталья Бондарчук, и, наконец, его доделала. И приз зрительских симпатий получил российский детский фильм Андрея Томашевского "Уроки выживания".

А поскольку хотя бы в рамках фестивалей такие фильмы существуют, и на них приходит зритель, я думаю, рано или поздно найдется такой кинопрокатчик, который скажет: хочу, чтобы детского кино в кинотеатрах России было больше.

И в Санкт-Петербурге, и в Иркутске вне конкурса стоит психологическая драма о войне "Я - Учитель" режиссера Сергея Мокрицкого. Вы, совместив обязанности продюсера и президента семейного фестиваля, сыграли в нем главную роль. И ваш герой, в годы Великой Отечественной войны продолжая преподавать в школе на оккупированной территории, вынужден решать вопросы сохранности семьи, чистой совести и, в конечном счете, цены жизни, в экстремальных для человека обстоятельствах.

Александр Ковтунец: Нам часто кажется, что мы можем занимать нейтральное положение. Но когда речь идет о семье и вере, это не так. Мы всегда идем или вверх, или вниз, и каждый поступок приближает нас или к спасению, к помощи людям, или наоборот. Учитель проходит через те сомнения и падения, с которыми в жизни сталкивается, возможно, каждый из нас - просто он проходит их в условиях войны, когда любой выбор очень ярко виден.

Фильмы такого характера - о нравственном выборе - как мы говорили, не просто берутся нашими прокатчиками. Но нам было важно, чтобы он дошел до наших зрителей. В Китае, с китайскими зрителями это уже случилось - "Я - Учитель" взяли в основной конкурс национального кинофестиваля. Наград он не получил, но нам было приятно, что его отобрали в число пятнадцати конкурсных фильмов, тогда как заявки присылали 443 картины из 42 стран.

Лучшая реакция на ваши кинопрограммы - когда после показов люди тут же хватаются за телефоны звонить домой детям или родителям, узнавать, как у них дела…

Александр Ковтунец: В нашем сумасшедшем ритме мы все время работаем, пытаемся заработать деньги, чтобы прокормить семьи, а о душе самых дорогих нам людей порой забываем. Так вот мы собираем те фильмы, которые напоминают о близких, добрых человеческих отношениях и показывают, как можно помочь сохранить семьи, чтобы российские семьи были бы крепкими. И мы продолжаем проводить наши фестивали, - мы рады, что кинофлотилия доставила много радости петербуржцам, и будем думать, как продолжить эту традицию в других городах.

Справка "РГ"

XI фестиваль семейных и детских фильмов проводился при поддержке Министерства культуры России, Госкорпорации Ростех, комитета по культуре Санкт-Петербурга. "В круг семьи" он собрал картины из России, Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Ирана, Польши, Словакии, Турции, Франции, Чехии, Эстонии и Японии.

Международное жюри возглавил народный артист России Станислав Любшин, а вошли в него актер и кинорежиссер Всеволод Шиловский, сценарист и режиссер Ма Санцянь (КНР), продюсеры Дмитрий Рудовский и Бретт Уокер (Великобритания), петербургский кинокритик Ольга Шервуд.

Гран-при присудили фильму "Ева Нова" (режиссер Марко Скоп, Словакия). Лучшая режиссерская работа - Дариуш Гажевски, "Странный рай" (Польша - Швеция). Лучшая операторская работа - Турай Аслани, "Миссис" (режиссер Тина Пакраван, Иран). Лучшая мужская роль у актера Федора Лаврова, фильм "Ивановы" (режиссер Саша Кириенко, Россия). Лучшая женская роль у Эмилии Вашарьевой, фильм "Ева Нова" (Словакия). Специального упоминания жюри удостоились фильм "Врач" Юрия Куценко за режиссерский дебют, и актер Патрик Холубар, исполнитель главной роли в фильме "Дэвид" (режиссер Ян Тешител, Чехия). Фестивальные показы проходили на Университетской, Английской, Мытнинской, Петровской набережных, стрелке Васильевского острова и в открытой киностудии Лендок.

Культура Кино и ТВ Мировое кино Культура Кино и ТВ Наше кино Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники